Закономерность перехода в другое измерение в искусстве по Б.Р. Випперу

«Классифицировать искусства можно исходя из разных  точек  зрения. Наиболее распространённой  является  классификация на пространственные и временные  искусства. К пространственным  искусствам причисляют архитектуру, скульптуру, живопись, так  как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и  поэзию -  к временным  искусствам,  так как их  формы существуют во времени. В иные группы объединяются  искусства, если их делить по  признаку  использования  художественных  средств  -  на прямые, или непосредственные,  и   косвенные, или  опосредствованные, искусства. К непосредственным  искусствам относят мимику,  поэзию, отчасти  музыку,  где художник  может обойтись без особых  инструментов  и  материалов,  одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным, - архитектуру, скульптуру,  живопись,  где  художник  пользуется   особыми  материалами   и специальными инструментами.

Если  принять  время  за  четвёртое  измерение,  то  можно   было   бы сгруппировать искусства по измерениям  следующим образом: искусства  с одним измерением не существует; одно искусство -  живопись  - существует в  двух измерениях; два искусства - скульптура и архитектура - в трёх измерениях и три искусства  - музыка, мимика и поэзия - в четырёх измерениях. При  этом каждое искусство стремится преодолеть  свойственную ему  шкалу  измерений  и перейти в следующую  группу.

Так, живопись  и графика создают свои образы на плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в  пространство,  то есть  в  три  измерения.  Так,  архитектура  есть трёхмерное  искусство,  но стремится перейти  в четвёртое, так как  совершенно очевидно, что воспринять все  объёмы и пространства архитектуры  мы способны только в  движении,  в перемещении, во времени. 

Эта своеобразная тенденция нашла своё отражение в дефинициях архитектуры, которые давали ей некоторые представители эстетической  мысли: Шлегель,  например, называл  архитектуру  «застывшей музыкой», Лейбниц  считал архитектуру и музыку «искусствами,  бессознательно оперирующими числами». Если мы возьмём какой-нибудь отрезок линии, разделим его пополам и одну половину перечертим поперечными штрихами, то эта половина покажется нам более длинной,  так  как  она  требует  более  длительного восприятия.

Подводя  итог  высказанным соображениям, можно было бы сказать, что   геометрически  архитектура есть пространственное   искусство, но эстетически - также и временное…»

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с.14-15.