Первые монахи и монастыри

«Издавна на Востоке - в Египте, Сирии, Палестине, на границе с пустыней, спасали свою душу подвижники, отказавшиеся от семейной жизни, от роскоши и удовольствий, скудно питаясь, проводя жизнь в труде и созерцании. Со времени появления христианской проповеди прибавились новые основания для ухода в пустыню: христианство возводило бедность в прекрасный идеал, учило ради покаяния в грехах, налагать на себя обет самоотречения.

В эпоху бедствий Римской империи в III веке бегство в пустыню принимает эпидемический характер: людей гонит нужда, отчаяние, меланхолия, наконец, преследования со стороны властей, которые начались при Диоклетиане.

Особенную знаменитость получила Фиваидская пустыня в Верхнем Египте; её прославил отшельник Антоний, родившийся в 251 году в богатой египетской семье, юношей раздавший всё своё имущество бедным и ушедший далеко от человеческого общества; сначала он жил в могильном склепе, потом в развалинах крепости; молитвой, постом, ночными бдениями старался он отогнать дурные помыслы, боролся со злыми духами, внушающими страсти и похоти.

Слух о его святости привлёк к нему множество поклонников, которые искали у него совета и поучения; многие селились близ его кельи, чтобы следовать его примеру; когда образовался целый поселок, Антоний ушёл дальше в пустыню, чтобы остаться в одиночестве, он умер 105 лет от роду.

Ученик и последователь Антония Пахомий, обладавший замечательным организаторским талантом, поставил себе целью внести порядок в аскетическую жизнь и подвиги отшельников; на острове Табенны, среди течения Нила, он основал первый монастырь, собравши братию в большом каменном здании (monasterium, claustrum, coinobion - таковы различные имена общежитий этого рода - от claustrum, cloitre, Kloster); монахи должны были вести строго умеренную жизнь, добывать себе пропитание трудами рук своих, все излишки отдавать бедным.

Не довольствуясь строгими законами монастырских общежитий, особенно ревностные монахи поселялись в полном одиночестве, подвергали себя тяжкому бичеванию; стремление подавить в себе телесные похоти доводило их до того, что они не снимали с себя одежды, чтобы не видеть своего тела, не мылись в реке, не стригли волос и т.п.

Монашество было вообще отказом от всех радостей жизни, от всех благ культуры, но в первую голову это было отрицание всего, что породила античность, отрицание её быта, понятий и вкусов, её искусства и мудрости...»

Виппер Р.Ю., История Средних веков, Киев, «АirLand», 1996 г., с. 55-56.

 

Бенедикт Нурсийский - один из основоположников монашества в Европе.