Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
Раннее развитие Внутреннего мира...Раннее развитие Внутреннего мира (часто из-за Внешних ограничений)
X
Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
Раннее развитие Внутреннего мира...Раннее развитие Внутреннего мира (часто из-за Внешних ограничений)
X
«Уинстон Черчилль родился на два месяца раньше срока. В замке Бленхейм, построенном в начале XVIII века его знаменитым предком Джоном Черчиллем, герцогом Мальборо. Мать Уинстона упала, а потом имела неосторожность отправиться в поездку на коляске. У неё начались схватки, и пришлось действовать по обстоятельствам. Уинстон Черчилль появился на свет в маленькой комнатушке, где обычно переодевались дамы, и из-за преждевременного рождения его называли «торопливый молодой человек».
Уже маленьким ребёнком «Уинни» был чрезвычайно упрям. В детстве он всё время давал новую пищу опасениям родителей, особенно отца, что ребёнок не только строптив, но и глуп. На всё, что вызывало у него отвращение, Черчилль реагировал сразу и действовал незамедлительно.
Например, когда ему было семь лет, домашние занятия закончились, и теперь Уинстону предстояло учиться в школе Святого Георга в Эскоте, так как семья вернулась в Англию. Интернат принадлежал к лучшим учебным заведениям страны. Ученики из высших кругов воспитывались здесь по жёсткой системе, принятой в элите Британского королевства. Принцип был один: сначала сломить молодого человека, а потом «воспитать» в нужном направлении. Тот, кто сопротивлялся, показывал - таково было общепринятое и очень удобное мнение - одно из двух: или слабый характер, или глупость.
Сразу после приезда, едва экипаж матери отъехал от школы, Уинстон оказался перед директором. Для начала тот забрал у него (под расписку) все деньги. А потом повёл мальчика в класс, где его уже ждал будущий классный руководитель.
Уинстон сел за парту. Учитель раскрыл тонкую книжечку и показал ему склонение латинских существительных. Он объяснил, что вернётся через полчаса и спросит его. Уинстон хоть и удивился заданию, но выучил все наизусть. Когда учитель пришёл, мальчик без ошибок ответил: mensa означает стол и о, стол, mensam - тоже стол, mensae - стола и так далее. Учитель остался доволен.
Для любого другого ученика этим бы всё и кончилось. Но не для Уинстона. Он хотел понять смысл того, что выучил, и начал задавать вопросы. Прежде всего его интересовало, почему mensa переводится как «стол» и как «о, стол»?
- Это именительный и звательный падежи, - объяснил учитель.
- Как это - звательный?
- Его используют, - ответил учитель, - когда хотят обратиться к столу.
Уинстон растерялся.
- Но я никогда не обращаюсь к столу, - сказал он.
Учитель разозлился:
- Если будешь вести себя вызывающе, то будешь наказан, можешь не сомневаться.
Но угроза не испугала Уинстона. В дальнейшем он расплачивался за свой несгибаемый характер варварскими порками. Директору, настоящему садисту, казалось, нравилось не только наказывать, но и просто избивать мальчиков. Однако Уинстон не сдавался. Однажды он даже растоптал соломенную шляпу директора. В результате - новые порки.
Когда Черчилль хотел отстоять свои принципы и решения, то мирился с последствиями, как бы тяжелы они ни были.
Черчилль не был бунтарём, хотя было время, когда его так называли. За всю свою жизнь он ни разу ничего не менял радикально. Но всегда боролся за свободу индивида, не в последнюю очередь желая отстоять собственную свободу. Он боролся за возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, за независимость собственного «я». Естественно, в детстве Черчилль, несмотря на всю свою твёрдость, едва ли мог что-то противопоставить устоявшимся правилам. Но тем не менее, присущая ему тяга к сопротивлению была решающим фактором, чтобы в дальнейшем самому устраивать жизнь. Разумеется, ребёнок вряд ли тщательно обдумывает свои поступки, да и опыта у него нет, но он действует и взаимодействует в обществе, которому он или подчиняется по убеждению, а бывает, из страха перед наказанием, или не подчиняется из чувства протеста или упрямства.
Эта тяга, которой в детстве он подчинялся неосознанно, стала важнейшей предпосылкой для развития личности Черчилля, такой своёобразной, такой уникальной, и ещё не раз сыграла решающую роль в его долгой жизни.
Ребёнком Уинстон Черчилль заплатил высокую цену за своё стремление действовать по убеждению, а не по принуждению. Однажды он так разболелся, что даже родители, которые два года - даже когда мальчик приезжал домой на каникулы - совсем не замечали, что с ним происходит, наконец-то поняли, что их сын вот-вот сломается. Тогда они забрали его из Эскота и послали в Брайтон, а потом в Харроу. Но, несмотря ни на что, он остался учеником, который всё время возражал. Вот как описывал его один из учителей Брайтона: «Маленький рыжеволосый ученик - из-за этого его дразнили Медной Пуговкой, - самый невоспитанный мальчик в классе. Я даже думаю, самый невоспитанный в мире». И в этих двух школах он также подвергался телесным наказаниям, но далеко не таким страшным. Он выстоял в первой школе, выстоял и тут. Ему ещё не было и девяти.
Так как молодой Черчилль всё время задавал встречные вопросы и всегда отстаивал своё мнение, он рано развил в себе способность к независимому мышлению.
Несчастливые школьные годы глубоко повлияли на Уинстона Черчилля и во многом определили его дальнейшую жизнь. За это время он не только научился постоянно сопротивляться, но и узнал, что такое быть аутсайдером. В то время как его соученики в соответствии с условностями высшего общества получали воспитание, чтобы стать джентльменами, Уинстон Черчилль превратился в вольнодумца, который не обращает внимания на традиции или ожидания окружающих.
Он ценил стиль жизни и обычаи своего класса, но всегда позволял себе роскошь не делать чего-то, если это «что-то» ему не нравилось. Точно так же, как он не хотел учить латынь или греческий, он не играл в крикет или футбол. В результате у него почти не было друзей. Мальчика это огорчало. Ему вовсе не хотелось быть аутсайдером. Но поскольку Черчилль всегда старался оставаться самим собой, отстаивать своё мнение и своё дело, то позднее, став взрослым, он оказался во всеоружии для «проталкивания» своих идей и борьбы с ожесточённым противником. Способность, которую другие вырабатывают в течение жизни шаг за шагом, у него проявилась очень рано, хоть он и заплатил за неё высокую цену - телесные наказания, одиночество и плохие оценки. Черчилль не плыл по течению и поэтому сумел быстро развить все свои качества - и хорошие и плохие - и таким образом заложить основу личности блестящего руководителя»
Хельге Хессе, Принцип Черчилля: стань личностью – добьёшься успеха, М., «Текст», 2011 г., с. 11-14.