Вопрос: «Что такое философия?» по Т.И. Ойзерману

«Существование множества несовместимых друг с другом философий весьма осложняет решение вопроса «что такое философия?». Но это же обстоятельство свидетельствует о том, что трудность ответа на такой вопрос тем больше, чем больше фактических данных для его решения. Философы в отличие от неспециалистов в философии располагают этими фактическими данными. Поэтому-то вопрос «что такое философия?» представляется им особенно трудным. Таким образом, вопрос «что такое философия?» совершенно по-разному звучит для учащихся, приступающих к изучению философии, и для самих философов, которые не находятся вне философии, задают вопрос самим себе, понимают, что ответ нельзя просто вычитать из книжки.

Некоторых образованных людей, рассматривающих философию как слишком серьёзное (и утомительное) занятие, чтобы отдавать ему часы досуга, но вместе с тем недостаточно серьёзное, чтобы отводить для него рабочее время, болезненно раздражает то, что многие представления, убеждения, понятия, истины, никогда не вызывавшие у них каких-либо сомнений, оказываются довольно неясными, сомнительными, шаткими, как только они становятся предметом квалифицированного философского обсуждения. Им кажется, что их обманули, лишив бездумной уверенности в том, что представлялось им столь очевидным.

Между тем в истории философии, где каждый выдающийся мыслитель, вместо того чтобы возводить следующий этаж, начинает вновь закладывать фундамент, в сущности нет таких представлений, понятий, истин, которые не вызывали бы возражений: здесь вопросы, объявленные решёнными (а нередко и действительно решённые), постоянно снова становятся проблемами. Не потому ли вопрос «что такое философия?» обсуждается в философии со времени её возникновения и до наших дней?

Все выдающиеся философские учения отрицают друг друга - это эмпирический факт, из которого исходит историко-философская наука. Такое отрицание может быть абстрактным, метафизическим или же конкретным, диалектическим, но именно оно, отрицание, характеризует каждую философскую систему, а следовательно, и специфику философии, несмотря на то что непосредственно оно указывает лишь на отличие одних философских систем от других. Эти на первый взгляд «антагонистические» отношения философских учений друг к другу постоянно ставили под вопрос идею единства философского знания. Но если существуют лишь философии, а не философия, то не теряет ли всякий смысл вопрос «что такое философия?». Возможна ли в таком случае философия как наука? Значение этих вопросов исторически возрастало вместе с усиливающейся дивергенцией философских систем. А то обстоятельство, что философские системы далёкого прошлого постоянно возрождаются и развиваются на новый лад, придаёт ещё большую остроту этим вопросам, поскольку вследствие этого друг другу противостоят не только философские учения данной исторической эпохи, но и все когда-либо существовавшие философии.

В философии не существует однозначного определения понятий, в том числе и понятия философии. Известно, что Л. Фейербах неоднократно заявлял: моя философия вовсе не философия. Но никому не приходит в голову утверждать, что Фейербах не философ. Возникновение философии марксизма означало отрицание философии в старом- смысле слова: отрицание философствования, противопоставляющего себя положительным наукам и практике. Тем не менее, эта старая философия продолжает существовать, создаёт новые системы и системки. Это не значит, что отрицание старой философии не состоялось; она сохраняется, как и многое другое, исторически изжившее себя, принадлежащее прошлому.

В положительных науках истина обычно всегда побеждает заблуждение в течение сравнительно легко обозримого исторического периода, необходимого для её осмысления, дополнительных проверок, новых подтверждений и т. д. Историко-философский процесс не знает такой закономерности. Невозможно сказать, сколько потребуется времени для того, чтобы философская истина восторжествовала над заблуждением: некоторые философские истины, установленные сотни лет назад, до сих пор ещё не пробили толщи философских (и не только философских) предрассудков. Энгельс писал, имея в виду метафизически мыслящих естествоиспытателей:

«Положения, установленные в философии уже сотни лет тому назад, положения, с которыми в философии давно уже покончили, часто выступают у теоретизирующих естествоиспытателей в качестве самоновейших истин, становясь на время даже предметом моды».

Причины этого кроются не столько в философии, сколько в исторически определенных социально-экономических условиях, которые, как теперь уже доказано, не только теоретически, но и практически не вечны. Но факт остаётся фактом, и именно в нём заключается не философский, но заслуживающий самого пристального внимания источник вопроса «что такое философия?».

Может показаться, что несовместимость большинства выдающихся философских учений друг с другом, несовместимость различных интерпретаций самого понятия философии делают весьма затруднительным отграничение философских вопросов от нефилософских. Между тем философы, принадлежащие к радикально противоположным направлениям, обычно согласны друг с другом в том, какие вопросы являются философскими, а какие не являются таковыми. Никому из них не придёт в голову считать Ламарка философом потому, что он написал «Философию зоологии», хотя в этом произведении рассматриваются и философские вопросы. И не только философы, но и просто искушённые в философии читатели вполне отличают философские идеи от нефилософских. Больше того, читая нефилософское произведение, скажем поэму или роман, они без особого труда обнаруживают в них философские идеи, а изучая некоторые работы, называемые философскими, они с уверенностью заявляют, что в них отсутствуют философские мысли.

Таким образом, философское от нефилософского отличить, пожалуй, легче, чем химическое от физического. Отличительные признаки философских рассуждений почти всегда налицо, так как отрицательное определение философии (т. е. указание на то, что не есть философия) обычно не составляет труда. Но специфика философии по-прежнему остается проблемой. Поэтому вопрос «что такое философия?» следует отнести к числу основных философских вопросов: он обсуждается не теми, кто не знает философии, а теми, кто её обстоятельно изучал и для кого философия - предмет исследования. Это, следовательно, вопрос, который ставится не столько другим, сколько самому себе. Постановка этого вопроса - свидетельство развития самосознания философии, необходимое проявление её самокритичности…»

Ойзерман Т.И., Проблемы историко-философской науки, М., «Мысль», 1982 г., с. 49-51.