Взаимопомощь и противодействие у шимпанзе

Шимпанзе успевает поставить вертикально шест, составляющий в длину несколько метров, забраться на него  и достать подвешенный исследователями банан… «Решение кажется статически невозможным. Однако эта обезьяна - настолько замечательный акробат, что при соответствующей тренировке наверняка сумела бы овладеть плодом и таким способом. Точно так же и лестницу шимпанзе приставляет к стене весьма непрочно (измеряя это, конечно, в наших понятиях), но тем не менее,  животное умеет лазить по ней, не падая.

Эту черту шимпанзе обязательно следует иметь в виду, чтобы должным образом оценить «совершенство» создаваемых ими построек. Часто можно было наблюдать процесс совместного сооружения постройки несколькими шимпанзе. Каждый приносит с собой какой-либо материал: ящик, палку, доску и т. д. и принимает участие в работе, однако здесь нет никакого  сотрудничества. Скорее, каждый работает для себя, без координации своих действий с действиями других.

Когда Грандэ строит, Султан сидит рядом, так как ему запрещено вмешиваться. Он присматривается к работе с большой заинтересованностью - то поддержит качающийся ящик, то принесет другой и поставит рядом. Он и в самом деле переживает процесс стройки и «внутренне» принимает в нём участие. Когда Грандэ делает что-либо плохо, Султан еле удерживается от вмешательства; по всему видно, что он очень хотел бы принять участие в работе - однако не из симпатии к Грандэ, а потому что он лучше её умеет строить и не совершил бы такой ошибки. Султан как бы внутренне переживает свой собственный процесс стройки, который никак не согласуется с тем, что он видит, и поэтому возникает столкновение.

Значительно чаще наблюдается у шимпанзе не взаимопомощь, а противодействие, и притом нередко злостное, в чем особенно отличаются Терцера и Консул. Они терпеливо сидят рядом со строящим шимпанзе, а когда строительство завершено и строитель взбирается на сооружение, чтобы получить столь тяжело заработанную награду, они набрасываются на это сооружение и переворачивают всё вверх дном.

В. Кёлер пишет, что видел людей, которые смеялись до слёз, наблюдая эти «хулиганские» выходки обезьян».

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 120-121.