Надличностные ценности по М.И. Веллеру

«Наличие  надличностной ценности -  знак  качества на  человеке.  Марка высокого дома. Она означает: этот больше, чем  просто  он,  он  лишь видимая часть ого-го чего.

Если пытаться классифицировать, надличностные ценности могут быть:
     
- семейные:
- групповые;
- национальные, государственные, этнические;
- профессиональные;
- религиозные;
- общечеловеческие;
- к ним очень близки моральные;
- творческие;
- они же в широком смысле созидательные.

То  есть  -  о-па:  надличностная ценность  -  это  системообразующий фактор. Обладание ею подключает человека к системе  и в систему  -  будь то группа,  народ, религия, наука  или искусство.  Не сам  по  себе,  но  часть целого. А в системе человек развивает большую энергию и больше делает.

Обладание надличностной ценностью удовлетворяет  потребности человека в максимальных  ощущениях  и  максимальных  действиях.  Система  -  она  тебе нервишки напряжет и крутиться заставит - на пределе твоих возможностей и за пределами тоже.

Идеал  надличностной  ценности  -  это  Бог.  Всемогущий,  всеблагой и всеобъемлющий, которого верующий причащается.

Надличностная  ценность   -  это  дело,  которому   ты  служишь,  если выражаться самым простым образом.

Надличностная ценность - это то единое с тобой, что больше тебя. Можно и так сказать.

Поиск   смысла  жизни  -  это,   строго   говоря,  стремление   обрести надличностную   ценность  высшего  порядка.   Человеку   присуще  стремление осознавать  свою  жизнь  как  часть  чего-то  большого,  общего,  безусловно хорошего и нужного.

Самопожертвование - показатель наличия надличностной ценности.

Естественный вопрос: а если человек гробит  себя, и осознает это,  ради денег, барахла, личной карьеры? Переходит ли  от этого личностная ценность в ранг надличностной? Бандюк  идет под пулю конкурента ради дохода - это что, стремление  к   надличностной  ценности?  Нет   -   профессиональный  риск. Рассчитывает  всё же и на  жизнь с удачей,  и на бабки.  А  вот  благородный мститель, идущий под пулю  бандюка без всякой корысти, а  из чувства и идеи, надличностной ценностью обладает: справедливости жаждет.

Надличностная ценность может приносить  житейскую выгоду,  но не  может быть предметом потребления. Ты для неё, а не она для тебя. Казалось бы так. Хоп: банкир пашет по пятнадцать часов в сутки, служа своему капиталу, и умирает от инфаркта, если банк лопнул, хотя деньги на жизнь у него остались. Личностная ценность достигает силы и уровня надличностной.

И что это доказывает? Что  человеку  потребны надличностные ценности, и за их отсутствием он поднимает до их значения личностные. Потому что в общем твои бабки никому, кроме тебя, хорошего не приносят.

Если тебе нечему служить -  ты  будешь  служить тому, что  должно было служить тебе. И смысл это будет иметь только для тебя, и ни для кого больше. Вот и прёт бандюк под пулю.

Основные функции надличностной ценности примерно таковы:

- обеспечение максимальных ощущений;
- стимул к максимальным действиям;
- стимул к полноте самореализации и самоутверждения;
- импульс к системообразованию.

Объединение в  народ и государство, оформление общности религии и этики -  имеют  психологическим  основанием   потребность  человека  иметь  нечто большее, чем нужно для личного  потребления, что позволит ощутить и осознать себя  как  часть единого общего: это  дает  человеку  ощущение  своей силы и значимости большее, чем он может иметь «сам  по себе». Тогда он воспринимает собственную жизнь не как конечное индивидуальное, но  как неотъемлемую часть мощного и бесконечного общего потока. То, что происходит с другими и то, что будет  происходить  после  него,  начинает  иметь  к нему  кровное и  прямое отношение.

Следует  упомянуть   также  о   всевозможных  табу   -  отрицательных, негативных  надличностных ценностях, без которых невозможно структурирование никакого социума.

Размывание, ослабление,  уменьшение надличностных ценностей  говорит  о снижении энергетики этноса и угасании. Подъём их - соответственно о подъёме этноса:  патриотизм, фанатизм, самопожертвование,  экспансия  -  объединяют народ и гарантируют завтрашние успехи.

Надличностная   ценность   представляется    главным    психологическим показателем социальных процессов».

Веллер М.И., Кассандра, СПб, «Пароль», 2003 г., с. 40-42.

 

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»