Объединение систем и переход на более высокий системный уровень
Социология познанияСоциология познания
ЭтикаЭтика и этические системы
X
Объединение систем и переход на более высокий системный уровень
Социология познанияСоциология познания
ЭтикаЭтика и этические системы
X
«Наличие надличностной ценности - знак качества на человеке. Марка высокого дома. Она означает: этот больше, чем просто он, он лишь видимая часть ого-го чего.
Если пытаться классифицировать, надличностные ценности могут быть:
- семейные:
- групповые;
- национальные, государственные, этнические;
- профессиональные;
- религиозные;
- общечеловеческие;
- к ним очень близки моральные;
- творческие;
- они же в широком смысле созидательные.
То есть - о-па: надличностная ценность - это системообразующий фактор. Обладание ею подключает человека к системе и в систему - будь то группа, народ, религия, наука или искусство. Не сам по себе, но часть целого. А в системе человек развивает большую энергию и больше делает.
Обладание надличностной ценностью удовлетворяет потребности человека в максимальных ощущениях и максимальных действиях. Система - она тебе нервишки напряжет и крутиться заставит - на пределе твоих возможностей и за пределами тоже.
Идеал надличностной ценности - это Бог. Всемогущий, всеблагой и всеобъемлющий, которого верующий причащается.
Надличностная ценность - это дело, которому ты служишь, если выражаться самым простым образом.
Надличностная ценность - это то единое с тобой, что больше тебя. Можно и так сказать.
Поиск смысла жизни - это, строго говоря, стремление обрести надличностную ценность высшего порядка. Человеку присуще стремление осознавать свою жизнь как часть чего-то большого, общего, безусловно хорошего и нужного.
Самопожертвование - показатель наличия надличностной ценности.
Естественный вопрос: а если человек гробит себя, и осознает это, ради денег, барахла, личной карьеры? Переходит ли от этого личностная ценность в ранг надличностной? Бандюк идет под пулю конкурента ради дохода - это что, стремление к надличностной ценности? Нет - профессиональный риск. Рассчитывает всё же и на жизнь с удачей, и на бабки. А вот благородный мститель, идущий под пулю бандюка без всякой корысти, а из чувства и идеи, надличностной ценностью обладает: справедливости жаждет.
Надличностная ценность может приносить житейскую выгоду, но не может быть предметом потребления. Ты для неё, а не она для тебя. Казалось бы так. Хоп: банкир пашет по пятнадцать часов в сутки, служа своему капиталу, и умирает от инфаркта, если банк лопнул, хотя деньги на жизнь у него остались. Личностная ценность достигает силы и уровня надличностной.
И что это доказывает? Что человеку потребны надличностные ценности, и за их отсутствием он поднимает до их значения личностные. Потому что в общем твои бабки никому, кроме тебя, хорошего не приносят.
Если тебе нечему служить - ты будешь служить тому, что должно было служить тебе. И смысл это будет иметь только для тебя, и ни для кого больше. Вот и прёт бандюк под пулю.
Основные функции надличностной ценности примерно таковы:
- обеспечение максимальных ощущений;
- стимул к максимальным действиям;
- стимул к полноте самореализации и самоутверждения;
- импульс к системообразованию.
Объединение в народ и государство, оформление общности религии и этики - имеют психологическим основанием потребность человека иметь нечто большее, чем нужно для личного потребления, что позволит ощутить и осознать себя как часть единого общего: это дает человеку ощущение своей силы и значимости большее, чем он может иметь «сам по себе». Тогда он воспринимает собственную жизнь не как конечное индивидуальное, но как неотъемлемую часть мощного и бесконечного общего потока. То, что происходит с другими и то, что будет происходить после него, начинает иметь к нему кровное и прямое отношение.
Следует упомянуть также о всевозможных табу - отрицательных, негативных надличностных ценностях, без которых невозможно структурирование никакого социума.
Размывание, ослабление, уменьшение надличностных ценностей говорит о снижении энергетики этноса и угасании. Подъём их - соответственно о подъёме этноса: патриотизм, фанатизм, самопожертвование, экспансия - объединяют народ и гарантируют завтрашние успехи.
Надличностная ценность представляется главным психологическим показателем социальных процессов».
Веллер М.И., Кассандра, СПб, «Пароль», 2003 г., с. 40-42.
Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»