Теория истины по Бертрану Расселу

«Пытаясь обнаружить природу истины, необходимо соблюдать три условия, которым должна удовлетворять всякая теория.

(1) Наша теория истины должна допускать её противоположность - ложь. Значительное число философов не удовлетворяют вполне этому условию; они строили теории, согласно которым все наше мышление должно быть истинным, а затем испытывали большие затруднения в нахождении места для лжи. В этом отношении наша теория мнений должна отличаться от нашей теории  знакомства, так как в отношении знакомства нет необходимости учитывать какую-либо противоположность.

(2) Кажется совершенно очевидным, что если бы не было убеждений (beliefs), то не могло бы быть ни лжи, ни истины - в том смысле, в котором истина коррелятивна лжи. Если мы представим себе мир, состоящий лишь из материи, то в этом мире нет места для лжи, и хотя он содержит то, что называется «фактами», он не содержит истины в том смысле, в котором истины относятся к той же категории вещей, к которой относится и ложь. На самом деле истина и ложь - свойства убеждений и утверждений; поэтому просто материальный мир, так как он не содержит ни убеждений, ни утверждений, не может включать в себя ни истины, ни лжи.

(3) Однако по сравнению с тем, что мы только что сказали, необходимо отметить, что истинность и ложность убеждений зависит всегда от того, что лежит вне самих убеждений. Если я полагаю, что Карл I умер на плахе, то моё мнение верно, но не в силу какого-либо внутреннего свойства этого мнения, которое я могу установить простым его анализом, а в силу исторического события, случившегося два с половиной столетия тому назад. Если я полагаю, что Карл I умер в своей постели, то моё мнение ложно; и никакая степень яркости моего мнения или осторожности, с какой оно достигается, не предотвратит его от его ложности, и в этом случае в силу того, что произошло давным-давно, а не в силу внутреннего свойства моего мнения. Таким образом, хотя истинность и ложность - свойства мнений, эти свойства зависят от отношения мнений к другим вещам, а не от какого-то качества, внутренне присущего мнениям.

Третье из перечисленных условий ведёт нас к признанию взгляда, который в общем был наиболее распространён среди философов, а именно, что истина заключается в известной форме соответствия между мнениями и фактами. Но всё же нелегко открыть вид соответствия, способного выдержать все возражения. Отчасти благодаря этому, а отчасти и потому, что если истина заключается в соответствии мысли с чем-то лежащим вне мысли, то мышление никогда не может знать, достигли ли мы истины, - многие философы пытались найти определение истины, не включающее в себя отношения к чему-то лежащему совершенно вне мнения. Самая важная попытка подобного определения - это теория, что истина заключается в согласованности (coherence).

Полагают, что признаком лжи является её неспособность связать наши мнения в одно целое и что сущность истины заключается в том, что она способна быть частью полностью законченной системы определенной Истины.

Однако этот взгляд встречает большую трудность при своём проведении, вернее даже две трудности. Первая из них заключается в том, что нет оснований предполагать, что лишь одна совокупность согласованных мнений возможна. При достаточной силе воображения писатель мог бы изобрести прошлый мир, совершенно соответствующий тому, что мы знаем, и всё же резко отличающийся от действительного прошлого мира. В области более научных вопросов несомненно часто встречаются две или более гипотезы, принимающие во внимание все факты, относящиеся к какой-либо теме, и хотя в таких случаях учёные пытаются найти факты, противоречащие всем гипотезам, кроме одной, всё же нет оснований предполагать, что они всегда должны достигать успеха.

В философии также, по-видимому, обычное явление, когда две соперничающие друг с другом гипотезы способны учитывать все факты. Так, например, возможно, что жизнь лишь один долгий сон и что внешний мир имеет лишь степень реальности, присущую нашим сновидениям; и хотя этот взгляд, кажется, не противоречит известным фактам, все же нет оснований предпочитать его взгляду здравого смысла, согласно которому другие люди и вещи действительно существуют. И таким образом, понятие согласованности как определение истины недостаточно, так как нельзя доказать, что может существовать лишь одна согласованная система».

Уильям Джеймс, Введение в философию; Бертран Рассел, Проблемы философии, М., «Республика», 2000 г., с. 245-246.