Колин Мартиндейл рассматривает эволюцию произведений искусства, опираясь на концепцию потенциала кортикального возбуждения / arousal potential, которая была сформулирована канадским психологом Берлайном / Berlyne в 1971 году.
«В основе его построений - идея о том, что любое общество (равно как и любой вид деятельности, протекающей в обществе) характеризуется неким уровнем возбуждения, каковой должен постоянно возрастать либо, по крайней мере, не убывать.
В противном случае, то есть при снижении уровня потенциала возбуждения, наблюдается деградация общества (или определённого вида социальной деятельности). Эта модель охватывает чрезвычайно широкий круг явлений - вплоть до феноменов зарождения цивилизаций и их падения.
В контексте интересующих нас вопросов, потенциал возбуждения есть степень эмоционального воздействия, сила влияния искусства на человека.
Для устранения эффекта «привыкания» он должен испытывать постоянный рост, который достигается возрастанием степени новизны произведений искусства, сложности их структуры, интенсивности использования специфических художественных средств (громкости звуков, размеров, яркости цветовых элементов).
Очевидно, что данный рост может быть реализован за счёт любого компонента потенциала возбуждения, которые оказываются взаимосвязанными, вследствие чего использование одних затрудняет воздействие других. Здесь необходим некий «магистральный путь», способный обеспечить должное воздействие художественных произведений.
К. Мартиндейлу, который руководствовался особенностями человеческой психики, удалось обнаружить этот путь. Он выделяет два типа процедур познавательного процесса. Первичные, которые автор именует изначальными (primordial), - они характерны для мышления ненаправленного, обладающего свободными ассоциациями конкретного, иррационального. Это - мысли во время мечтаний и сновидений, а в экстремальных случаях - психотические и бредовые состояния. Вторичные мыслительные процедуры, по К. Мартиндейлу, концептуальные (conceptual), ориентированы на реальность, решение конкретных задач, логическую дедукция и индукцию, их отличает абстрактность, логичность (мысли ежедневного быта, «пробуждённой» реальности).
Центральной осью рассматриваемой модели, на которую проецируются все психические процессы, выступает оппозиция «изначального - концептуального». «В каждый момент времени наши мысли лежат на этой оси, [...] при этом вовсе не обязательно на её крайних точках. Каждый раз, когда Вы осуществляете различение, Ваша мысль более или менее концептуальна. И каждый раз, когда Вы видите сходство, Ваша мысль более или менее изначальна.
Концептуальная мысль неспособна продуцировать новые идеи. Она нацелена на анализ и различия. Её чистое воплощение - дедуктивная логика; и конечно же, мы можем получить от логики только то, что мы, по крайней мере имплицитно, знали раньше. С другой стороны, [...] основным принципом «изначального» мышления является равенство и обнаружение сходства. Изначальное мышление, обладая ассоциативной свободой и ненаправленностью, увеличивает вероятность новых комбинаций ментальных элементов.
Такие комбинации образуют «исходное сырьё» для произведения искусства. Будучи однажды найдено, это «сырьё» должно быть приведено к конечной форме (например, к согласию с текущими, существующими стилистическими правилами) в стадии концептуального мышления».
Всё это имеет непосредственное отношение к эволюции искусства, где в качестве ключевого момента выступает процесс «регрессии», то есть возвращение мыслительного (творческого) процесса к его «истокам», к усилению роли изначальных процессов. Именно они являются главными для творческого вдохновения (inspiration), плоды которого затем подвергаются «шлифовке», обработке, отделке (elaboration).
Как показал теоретический и эмпирический анализ, проведённый К. Мартиндейлом, постоянный рост потенциала возбуждения связан с периодическими подъёмами и спадами непосредственно-чувственного содержания искусства, которое выражается в циклическом поведении признаков преобладания первичных процедур.
Описанные положения эволюционной модели К. Мартиндейла позволяют сделать следующие выводы:
- потенциал возбуждения должен испытывать монотонный рост, и одновременно должны монотонно расти его индикаторы - степень новизны, степень сложности и степень изменчивости произведений;
- изначальное содержание должно испытывать периодические подъёмы и спады, выражающиеся в циклическом поведении плотности слов, либо образов, либо звуков, иначе говоря, признаков изначального мышления;
- отрезки времени, на которых изначальное содержание падает, должны совпадать с моментами стилевых перемен в искусстве;
- на длительных временных промежутках изначальное содержание должно испытывать тенденцию к росту - долговременный тренд.
Рамки настоящей работы не позволяют подробно остановиться на конкретных эмпирических исследованиях К. Мартиндейла. Ограничимся простым перечислением. На основе изучения множества видов искусства, относящихся к различным национальным школам, в том числе английской поэзии XII-XX веков, современной французской и американской литературе, европейской готической архитектуре, итальянской живописи XII-XVIII века, египетских настенных изображений, древнегреческих вазовых росписей, японских гравюр «укис-э», надгробий доколумбовой Америки, современной итальянской музыки, учёный пришел к конструктивным, содержательным выводам. Эволюция художественной жизни находится в тесной взаимосвязи с изменениями потенциала возбуждения, его ростом от низкого значения до высокого, а также с содержанием психических процессов, в которых попеременно доминируют изначальное, либо концептуальное мышление.
К. Мартиндейл считает, что оппозиция «изначальное - концептуальное» изоморфна традиционно используемым в искусствознании характеристикам стиля «классика - романтика». Кроме того, можно говорить о фрактальности творческих процессов, развивающихся на трех уровнях эволюции: художественной жизни, биографии отдельного его творца, конкретного объекта. Всё это свидетельствует об адекватности модели К. Мартиндейла эмпирическому материалу истории искусств».
Коваленко Т.В., Эволюция театральной жизни: опыт информационно-культурологического осмысления, М., «Либроком», 2012 г., с. 29-32.