Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
«- Ты понимаешь, - говорит Слава Полунин в номере «Маленькой мельницы», - про счастье у меня нету никакой специальной концепции. Я не очень сильный философ. Словом не слишком хорошо владею, анализом. Я как ребёнок: сейчас счастлив - сейчас нет. Если несчастлив - лезу из кожи вон, чтобы это устранить. Это формула моего существования. Если чувствую, что я не в гармонии, не в радостном созидании, - я воспринимаю это как болезнь. Болезнь может длиться день, неделю, год - но весь этот год я стремлюсь из неё выбраться. Это для меня ужас. Я не могу себе позволить быть несчастливым.
Полунин задумчиво смотрит куда-то под потолочную балку, словно там плавает в воздухе невесомый весомый аргумент.
- У меня есть закон, - говорит он. - Называется «ноги в воду». Каждые три-пять лет надлежит сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать, сидеть и думать: что ты сделал за эти годы? Зачем? Нужно ли было это делать? Куда ты идёшь?..
Каждые три-пять лет нужно сворачивать. Обновление, понимаешь? Ты не можешь всё время идти вот так, - он прямо и резко рубит рукой. - Даже если идешь к какой-то определенной цели, то идти нужно вот так, - рука выписывает змеиный зигзаг. - Идти всё время по одной дороге - скучно, неинтересно, неправильно. Ужас повторения: здесь уже сидел, здесь лежал, с этим пил, с этим ел, с этим плясал. Невозможно. Словом, ты должен устраивать себе ревизию: счастлив ты или нет. Этот самоконтроль - регулярная, обязательная процедура. Как умывание. И если ты чувствуешь на теле чесотку несчастья - её необходимо устранить.
- Ну хорошо, - говорю я. - Вот Слава Полунин просыпается поутру, смотрит в зеркало и думает: хм, чегой-то я несчастлив. И что дальше?
- Дальше, - говорит Полунин, - Славе Полунину нужно понять, почему он несчастлив.
- И всегда можно понять? - не верю я.
- Всегда, - говорит Полунин твёрдо. - Пусть не за один день, но можно. Вот смотри. Я работал в цирке «Дю Солей». Это лучший цирк в мире. И я - звезда великого цирка. Это гастроли в Нью-Йорке. И я - главный персонаж. Мечта, вершина карьеры... И - мне скучно. Неинтересно. Несчастливо. Почему? А - кончилось творчество. Я ежедневно повторяю одно и то же. Развития нет. Не дают развиваться, нельзя, потому что формула коммерческого успеха - закрепление и повторение. И у меня начинается депрессия. Что-то неверно. Я нахожусь не там. Депрессия длится несколько месяцев - страшная, тяжелая... Хотя всё идеально, меня все любят, меня на руках носят!».
Гаррос А., Счастье и Слава, в Сб.: «Сноб». 30 лучших очерков 2008-2011 / Составитель С. Николаевич, М., «Астрель», 2011 г., с. 398-399.
Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру