Что касается ответа прикладной этики в ипостаси проектно-ориентированного этического знания, то он - в обеспечении рациональных оснований выбора субъекта посредством технологического (моделирующего, экспортирующего, проектирующего, консультирующего и т.п.) потенциала этико-прикладных исследований и культивирования фронестической способности субъекта.
Обращаясь к сути концепции этики гражданского общества, отметим, что речь идёт, вопервых, об общем для малых систем типе морали, сформировавшемся на определённом этапе её исторического развития, в условиях индустриального и постиндустриального общества - морали посттрадиционной, рациональной; во-вторых, о своеобразном интеграторе этик публичных арен, прикладных нормативно-ценностных систем.
Важный признак феномена конкретизации морали применительно к этике гражданского общества зафиксирован в известном императиве Г.В.Ф. Гегеля Будь лицом и уважай другие лица!. Эта формула требует совершать соответствующие поступки и понимать поступки Других, пользоваться благом свободы без ущерба свободе Других, опираться на самостоятельно выстроенную иерархию ценностей и на её основе производить моральный выбор, принимая решения под личную ответственность. В целом речь идет о базовом элементе системы ценностей гражданского общества - вполне определённой этике, без понимания которой трудно себе представить как само гражданское общество, так и конкретный институт, призванный руководствоваться этими ценностями в своей деятельности и культивировать их. Среди важнейших ценностей гражданского общества, являющихся конкретизацией его этики, - свобода выбора и ответственность, индивидуализм и солидаризм, рациональность, профессионализм, деловой и жизненный успех, гражданское участие и т.д.
В основе концепции общепрофессиональной этики - разработанный нами алгоритм исследовательской и проектной рефлексии в сфере той или иной профессиональной этики.
Первый шаг алгоритма: характеристика миссии (а не просто функции) профессиональной этики; идентификация профессиональной этики как вида этико-прикладного знания и одной из подсистем нормативно-ценностной системы общества; анализ соотношения этики (морали) профессиональной и этики о6щеобщественной; определение места и природы нравственных конфликтов, возникающих при столкновении ценностей общей морали и морали профессиональной, ценностей разных профессий, между ценностями одного и того же кодекса.
Второй шаг предполагает анализ морального измерения природы профессии как основание для структурирования профессиональной этики. В рамках этого измерения обсуждаются: различие между профессией и внепрофессиональными видами человеческой деятельности; специфика высоких профессий; этос профессиональной корпорации, саморегулирование профессии.
Третий и четвёртый шаги - апология и критика профессионализма в его моральном измерении, рефлексия ценностей и норм этики профессионального успеха.
Пятый шаг: идентификация мировоззренческого яруса профессиональной этики, подход к выбору профессии как к процессу морального выбора, обсуждение дилеммы служение в профессии или жизнь за счёт профессии? и т.д.
Шестой шаг алгоритма: обращение к нормативному ярусу профессиональной этики, исследование природы и духа профессионально-этических кодексов. Финальный шаг: характеристика технологий приложения профессионально-этического знания.
Концепция общепрофессиональной этики представлена в нашем опыте исследованиями политической, журналистской, предпринимательской этик, этики образования и этики воспитания, этики госслужбы.
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Прикладная этика: обретение индентичности, в Сб.: Общественная мораль: философские, нормативно этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна, М., Альфа-М, 2009 г., с. 310-311.