Эволюция просвещенного человека / личности по Анни Безант [продолжение]

Начало »

 

Эта теория не признаёт единства человеческой расы, и поэтому эту теорию нельзя брать как основу нравственности. Поскольку человечество едино, то человек не может быть совершенно счастлив, пока не будет достигнуто счастье всех людей. Бог не делает различий по отношению к единицам и множеству, но дает одну жизнь человечеству и всем её существам. Жизнь Бога - единственная жизнь во Вселенной, и совершенное счастье этой жизни является её целью. Другая ошибка этой школы состоит в том, что побуждающий мотив нравственности направлен только к развитому классу людей, т. е. к высокоразвитым душам.

Если вы обратитесь к обыкновенному человеку, к эгоистичной личности и скажете ему: «Вы должны вести жизнь самоотречения, добродетели и совершенной морали, даже если придётся пожертвовать жизнью». Как вы думаете, что он вам на это ответит? Такой человек скажет: «Почему я должен это делать для человеческой расы, для людей будущего, которых я никогда не увижу?» Если вы возьмёте это как образец добра и зла, тогда мученик превращается в большого глупца, которого когда-либо рождало человечество, ибо отбрасывает возможность счастья для себя и ничего не получает взамен.

Что же мы видим во всех этих спорах? Недоразумения и часто, ещё хуже, - внешнее признание откровения, а практически - полное игнорирование его. В действительности, мы имеем откровение, изменённое обычаями. Такой стандарт создал путаницу. Откровение принимается теоретически как авторитет, но игнорируется на практике, так как оно часто признаётся  несовершенным. Таким образом то, что объявляется авторитетом, отвергается в жизни, а легкомысленная жизнь ведётся без всякого смысла и последовательности, без определённой и разумной системы.

Можно ли в Дхарме найти более удовлетворительную основу, на которой может быть построено более разумное руководство в жизни? Не зависимо от того, низка или высока ступень эволюции, занимаемая индивидуальностью, идея Дхармы даёт нам идею о внутренней природе, раскрывающейся в будущем росте, и оказывается, что мир в целом развивается от  несовершенного к более совершенному, от зародыша к божественному человеку шаг за шагом, в каждой стадии проявляющейся жизни. Эта эволюция совершается посредством божественной воли. Бог выступает как движущая сила, направляющая Дух всего. Это Его способ построения мира. Это метод, который Он избрал для Душ, которые являются Его детьми, чтобы они могли стать подобием своего Отца. Не это ли составляет суть Закона? Добро есть то, что работает с божественной целью в эволюции Вселенной и двигает эту эволюцию от несовершенного к совершенному. Злом является то, что задерживает и разрушает эту божественную цель и толкает Вселенную назад к первоначальной стадии её развития.

Вселенная развивалась от минерала к растению, от растения к животному, от животного к животно-подобному человеку и от животно-подобного человека к божественному человеку. Добро -то, что помогает эволюции идти к божественности; зло - то, что тянет её обратно и задерживает её прогресс.

Теперь, быть может, мы получим ясное представление об этом Законе и не будем больше беспокоиться о различных точках зрения на добро и зло.

Представьте себе лестницу, стоящую на платформе и прислоненную где-то выше крыши; допустим, один из вас взобрался на пять её ступеней, другой - на две, третий - стоит на платформе.

Для человека, который взобрался на пять ступеней, спуститься к человеку, стоящему на второй ступени, - означает спуститься вниз, но для человека, стоящего на платформе, взобраться на две ступени означало бы подняться вверх.

Предположим, что каждая ступень представляет поступок человека и он будет моральным и аморальным в одно и то же время, смотря по тому, с какой точки зрения мы будем смотреть на него. Действие, которое морально для грубого человека, окажется аморальным для высококультурного человека. Так как для человека на высокой ступени лестницы спускаться вниз к низшей будет означать идти против эволюции, и поэтому для него такое действие будет аморальным; но для человека, подымающегося с низшей ступени, - стоять на той же самой ступени является моральным, ибо это путь его восхождения.

Таким образом, эти два человека могут стоять на одной и той же ступени лестницы, но, чтобы встать на неё, один должен подняться вверх, а другой  - спуститься вниз. Однако это действие для одного будет моральным, а для другого – аморальным».

Анни Безант, Дхарма, в Сб.: Аум N 5: Синтез мистических учений Запада и Востока, СПб, «ИМА-прес», 1993 г., с. 71-75.

 

Ступени эволюции личности с помощью понятия «переход к надсистеме»