Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
«218. Разум есть способность человеческой души представлять себя явственно истины.
219. Действие то, когда душа представляет себе и понимает вещи, называется познание (cognitio).
220. Мы понимаем иные вещи тёмно, другие неявственно, а иные явственно; а познание вещи тёмное и неявственное общее есть человеку с другими животными, почему оно и называется нижнее познание; а познание вещи явственное, также рассуждение, заключение о ней и отделение понятий от предметов называется вышнее понятие, потому что оно примечено свойственным одному человеку.
221. Теперь я предлагать стану о нижнем познании, до коего принадлежат способности чувствования, воображения и памяти.
222. Мы можем присутствующие с нами вещи представлять себе, что называется чувствовать вещи; и сами те понятия, или представления, вещей называются чувствования (sensationes); например, когда мы видим сад, наполненный разными деревами, тогда понимаем дерева, присутствующие с нами, то есть чувствуем их. […]
226. Способность души нашей, чтоб представлять себе отсутствующие вещи так, как присутствующие, называется воображение.
227. Надлежит примечать, что мы не можем того воображать себе, чего прежде не чувствовали, что воображение есть продолженное чувствование, что потому не состоит в нашей воле и что воображение сильнее бывает тогда, когда почти все чувства находятся в спокойстве, как то в темном, безмолвном и благорастворенным воздухом наполненном месте.
228. От способности воображения зависит способность выдумыванья, которое состоит в совокуплении разных воображенных вещей в одну, как то рисуют коня с крыльями.
229. Ежели при совокуплении воображённых вещей будут понятия их несходны, то такая выдумка называется химера; например, ежели сказать: ноги видят.
230. От воображений много зависят и сновидения, которые суть действия воображения, которые душа имеет во время покоя чувств.
231. Как посредством чувствования понимаем мы присутствующие вещи, так чрез воображение представляем себе и возобновляем вид прежде понятых вещей; а чрез память познаём, что понятия, которые снова производим чрез воображение, суть те, которые мы прежде имели. […]
239. Ежели мы рассматриваем внятно части какой истины, то такое внимание называется размышление (reflexio).
240. Разум есть (как и выше объявлено) способность души нашей, по которой мы можем представлять себе истины явственным образом.
241.О разуме примечать следующее:
a) Чем больше вещей может кто явственно себе представить, тем больше будет его разум.
b) Чем явственнее кто понимает вещи, тем больше его разум.
242. Когда мы вещи, находящиеся пред нами, понимаем только неявственно, то для того следует разуму изыскивать об них явственные, общие и отделённые от них понятия; например, чтоб узнать, когда кто сердится, то на это довольно одних чувств, а чтоб познать, что есть гнев, то на это надобно разума.
243. Действия разума суть явственное понятие, рассуждение и умствование.
244. Когда кто в какой вещи многие обстоятельства различать и в нескольких вещах подобия усматривать может, то такая способность человеческой души называется ум.
245. Из сего видеть можно, что к произведению явственных и отделенных понятий надобно ума.
246. Об уме примечать следующее:
a) Уму приписываются хорошие басни, выдумки, замыслы и речи, шутливо, коротко и остро сказанные.
b) Умом мы познаём связь генеральных истин, то есть умствуем. К сему примером служить может основательное знание науки, также знание искусного обхождения с людьми.
c) К уму принадлежит и проницание, то есть провидение в настоящих делах связи, и предвидение будущих и могущих быть происшествий.
d) При уме имеют люди остроумие, то есть такое качество ума, по которому он может скоро и много обстоятельств приметить в какой вещи; также и глубокоумие, по которому качеству человек может многие обстоятельства в какой вещи разобрать хотя не так скоро, однако явственно и тонко. И сии два дарования редко бывают совокуплены в одном человеке.
247. Ум от разума так отличается, как слово уметь от слова разуметь, то есть когда кто умеет какое дело, то это будет большая степень его знания, нежели как когда он только его разумеет; например, ежели кто разумеет какую задачу из математики, то еще не следует из того, чтоб он тот же час мог истолковать ее другому, а когда он ее умеет, то уж может тот же час и истолковать другому.
248. Согласное с разумом, или умом, называется то, что из известных общих истин чрез верные следствия вывесть можно, а противное разуму или уму называется то, что не сходствует с известными общими истинами.
249. Чем больше примечает человек обстоятельств в какой истине и чем больше их рассуждениями и заключениями своими разбирает, тем ведомее она ему становится; и такое действие человеческого ума называется умствование (ratio), посредством коего приходит в приращение и силу всякая наука, которая есть не что иное, как способность человеческого ума доказывать и выводить свои предложения из верных и неоспоримых оснований».
Козельский Я.П., Философические предложения..., в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 181-185.