«73. Истина есть троякая: естественная, или натуральная, нравоучительная и логическая.
74. Истина натуральная есть та, когда какая вещь имеет в себе все то, что к существу её требуется. Например, ежели золото имеет в себе все то, что к существу его требуется, то оно называется истинное золото. Ежели мы говорим то, что думаем, то это будет нравоучительная истина, а когда мы какую вещь так себе в мыслях представляем, какова она есть в своей натуре, то это будет логическая истина. Во всех сих случаях противное истине есть ложь.
75. Истина логическая есть не что иное, как сходство мыслей наших с самою вещью. А ложь, напротив того, есть несходство мыслей наших с самою вещью.
76. Логическая истина или ложь может быть в понятии, рассуждении и умствовании.
77. Ежели мы почитаем истинное предложение за ложное, или ложное за истинное, то это называется ошибка, или погрешность; и такая погрешность, учиненная в рассуждении, называется предрассуждение.
78. Предрассуждения получают наименования, смотря по причинам, от которых они происходят; например, предрассуждения малолетства, поспешности, доверенности, недовериванья, любви к отечеству и прочая, ежели они происходят от малолетства, поспешности, доверенности, недовериванья, любви к отечеству и прочая.
79. А ежели кто погрешает в умствовании, то такую погрешность назвать можно ложным умствованием».
Козельский Я.П., Философические предложения..., в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 166.