Характерно признание Людвига Витгенштейна из его Предисловия к «Философским исследованиям», содержащего сложную систему тезисов:
«Как только я пытался принудить мои мысли идти в одном направлении вопреки их естественной склонности, они вскоре оскудевали. И это было, безусловно, связано с природой самого исследования. Именно оно принуждает нас странствовать по обширному полю мысли, пересекая его вдоль и поперёк в самых различных направлениях. Философские заметки в этой книге - это как бы множество пейзажных набросков, созданных в ходе этих долгих и запутанных странствий»
Людвиг Витгенштейн, Философские исследования / Философские работы, Часть 2, М., «Гнозис», 1994 г., с. 77.
«Что дискурсу свойственно «разбегаться», свидетельствует сама этимология этого термина (от латинского dis + currere, буквально «разбегаться»).
Различие сходящегося и расходящегося дискурсов пересекает границы философских школ и направлений.
«Философские исследования» Л. Витгенштейна - пример расходящегося дискурса, тогда как почти все его сомышленники и продолжатели по аналитической философии работали в стратегии сходящегося. В постструктурализме труды М. Фуко по археологии знания и генеалогии власти - это сходящийся дискурс, а «Тысячи Плато» Ж. Делёза и Ф. Гваттари – расходящийся».
Эпштейн М.Н., О ситуации. От «пост» к «прото-» / Знак пробела: о будущем гуманитарных наук, М., «Новое литературное обозрение, 2004 г., с. 19.