Копилефт / copyleft по Ричарду Столлмену

«Публикация на условиях копилефта означает, что данный авторский материал можно копировать, публиковать и даже видоизменять по своёму усмотрению при выполнении некоторых условий лицензии. В частности, необходимо указывать первоначального автора и источник.

Казалось бы, простейший способ сделать произведение свободным - передать его в общественное достояние. Однако велик риск, что кто-то, внеся изменения, примется распространять продукт под грифом «копирайт». Поэтому одной из центральных идеей копилефта является обеспечение принципа «наследования» свободы пользования. Никто не может обойти волеизъявление первого автора и ввести ограничения при повторном распространении или изменении, т.е. изъять объект из свободного оборота. Вторичный пользователь ни при каких условиях не сможет зарегистрировать производный (видоизмененный им) продукт как объект авторского права. Копилефт опирается на закон о защите авторского права, но вместо средства приватизации он превращается в средство сохранения свободы распространения.

Идее копилефта более 20 лет. В 1980-х годах Ричард Столлмен из Массачусетского технологического института, считая абсурдным, что плохо работающие компьютерные программы невозможно модернизировать, поскольку их исходные коды засекречены, выдвинул идею «открытого кода». Был предложен инструмент легализации подобного рода деятельности - GNU General Public License (Стандартная общественная лицензия GNU GPL). Это лицензия на свободное программное обеспечение, созданная в рамках проекта GNU в 1988 году, сокращённо GNU GPL или просто GPL.

«Чтобы применить к программе copyleft, - пишет Столлмен, - мы сначала защищаем её авторским правом; затем мы добавляем условия распространения, которые служат юридическим инструментом, дающим каждому право на использование, изменение и повторное распространение кода программы, но только если условия распространения не изменены».

Первоначально GNU GPL предполагалось использовать только для компьютерных программ, но позже её распространили на другие виды как цифровой, так и нецифровой продукции: научные разработки, произведения искусства и прочее».

Долгин А.В., Экономика символического обмена, М., «Прагматика Культуры», 2007 г., с. 423-424.