Сэм Кейнер приводит такие примеры фасилитации групповых решений:
«Проблема: В Национальном банке Сан-Хосе было много сотрудников-женщин. В один год около 10% из них забеременели. Это, разумеется, послужило бы причиной серьёзного спада производительности банка. Менеджмент обдумывал варианты решения проблемы. Можно ли как-то ограничить количество декретных отпусков? Стоит ли уволить часть сотрудниц? Будущие матери осознавали, что банк может пострадать, но при этом не могли пожертвовать отпуском по уходу за ребенком. Обе стороны понимали взгляды друг друга, но никто не собирался менять свою позицию.
Принцип: Решение этой проблемы заключалось в том, чтобы переступить через традицию, когда родителям необходимо выбирать: или работать, или быть со своими детьми. В данном случае потребностью банка было выполнить работу, а матерей - оставаться со своими детьми. Теперь взглянем на вашу ситуацию: возможно, у вас тоже существует какая-то традиция, которая заставляет делать выбор «или/или»? Почему эта традиция считается священной? Если она будет изменена, какие новые варианты могут открыться?
Решение: Мамам разрешили приходить в офис с младенцами и держать их рядом со своими рабочими местами. Они смогли и работать полный день, и заботиться о своих детях. Зарплата этих сотрудниц была незначительно снижена, поскольку их реальное рабочее время несколько сократилось. Для подросших детей банк организовал специальные ясли недалеко от офиса. […]
Проблема: В одном из районов города возникла проблема с подростками, поведение которых становилось всё более вызывающим, особенно по ночам. Городская администрация решила усилить полицейское патрулирование и ввести для этих школьников комендантский час. Местные жители отклонили это решение. По их мнению, комендантский час ограничил бы свободу всех граждан, а увеличившееся присутствие полиции, вероятно, вызвало бы рост насилия в районе.
Принцип: Как правило, мы пытаемся исправить и перевоспитать людей, которые создают проблему, - отправляя их в тюрьму или больницу, изгоняя их, объявляя им войну или контролируя их поведение. Напротив, иногда весьма полезно воспринимать таких людей как одну из заинтересованных сторон и включить их в процесс решения проблемы. Они могут стать союзниками, если их потребности будут поняты.
Решение: Местные жители встретились и обсудили способы решения этой проблемы. Они решили, что ночные турниры по баскетболу могли бы стать хорошей альтернативой бесцельным гуляниям в поисках неприятностей. Это, по мнению жителей, способствовало увеличению безопасности района без привлечения внешних сил. Городская администрация с радостью пошла на такой шаг, поскольку турнир мог занять скучающих по вечерам подростков.
Источник: тренинг Маршалла Розенберга (Marshall Rosenberg) «Сочувствие и коммуникация», февраль 1995. Рассказ Лиз Дитрих (Liz Dittrich) на семинаре Сэма Кейнера (Sam Kaner) «Навыки групповой фасилитации», июнь 1995».
Сэм Кейнер и др., Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения, М., «Издательство Дмитрия Лазарева», 2013 г., с. 243 и 246.
Замечу, что для получения этих низкоуровневых «решений» - точно не нужно групповой работы, рекомендуемой автором. Методическая ошибка, допущенная автором «Руководства…» состоит в том, что методика решения отрабатывается на примитивных – а не высокоуровневых – решениях.