Кинематограф
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Кинематограф
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Кинофильм: «Рим, открытый город / Roma, città aperta был снят режиссёром Роберто Росселлини при участии в качестве сценариста молодого Фредерико Феллини.
«Неореализм - продукт реакции демократической культуры на духовный застой в период фашизма; в литературном смысле эта реакция заключалась в том, что декадентский, безжизненный классицизм, диктуемый «сверху» и требующий полного «стилистического подчинения» некоему «высшему» стилю (в котором если и содержался в какой-то мере реализм, то реализм искусственный и расплывчатый), сменился стремлением передать действительность полнокровно документальными методами, на уровне самой изображаемой действительности, посредством процесса подражания подлинной жизни, результатом чего явилось возрождение внутреннего монолога, разговорной речи и пестроты стиля с преобладанием «низкого» (или диалектального) стиля. В основе этого литературного обновления лежало обновление политическое, и марксисты - а также и те, кто участвовал вместе с ними в дискуссии, - шли в его первых рядах.
Первым результатом этого обновления было появление вновь той Италии, которая исчезла и которой в течение двадцати лет не было видно - Италии повседневной и простой, диалектальной и мелкобуржуазной.
Первым показало эту Италию кино, ибо оно обладает всеми необходимыми качествами, способными удовлетворить стремление к тому раскрытию реальной действительности, о котором мы говорили; нет ничего более жизненного, гибкого, точно воспроизводящего, непосредственного, конкретного и очевидного, чем кинематографический кадр. «Рим - открытый город» уже содержал в себе всё то, что учёные и эстеты постепенно открыли, теоретически обосновали и чего они требовали в течение десяти последующих лет своих исследований...
Не надо обольщаться: неореализм не был возрождением, он был лишь животворным кризисом, быть может, на первых порах излишне оптимистическим и восторженным. Художественное творчество обогатило мысль, обновление формы обогнало дело перестройки всей культуры. Ныне неожиданное увядание неореализма является неминуемой судьбой импровизированной, хотя и необходимой надстройки; это расплата за отсутствие зрелой теоретической мысли, за неосуществленную перестройку культуры».
Пьер Паоло Пазолини, Заметки о «Ночах», в Сб.: Фредерико Феллини, Статьи, интервью, рецензии, воспоминания / Сост. Г. Богемский, М., «Искусство», 1968 г., с. 93-94.