Самореализация и психические расстройства по Р. Ассаджиоли и П. Феруччи

В настоящем разделе мы опираемся на работу Р. Ассаджиоли Самореализация и психические расстройства, которая впервые была опубликована в 1937 г.

Уже к началу XX в. исследования в области психопатологии позволили накопить огромное количество материала, теорий и методов постановки диагнозов и лечения психиатрических расстройств. Было положено начало развитию психоанализа и других психодинамических направлений, которые невероятно расширили и углубили наше знание о человеческой психике. Однако, как считает Р. Ассаджиоли, такой психопатологический подход, наряду с достоинствами имеет серьёзный недостаток - ему свойственно преувеличение значения болезненных проявлений человеческой психики и низших аспектов её природы. Это приводит к необоснованно широкому применению идей психопатологии к психологии нормального человека, что, в свою очередь, создает весьма унылую и пессимистическую картину человеческой природы и способствует тому, чтобы рассматривать её высшие ценности и достижения только с точки зрения лишь низших инстинктов - как результат формирования реакции, трансформации и сублимации. Более того, такой подход приводит к тому, что ряд важных психических реальностей и функций не получает должного освещения или просто игнорируется. К этим понятиям относятся такие понятия, как интуиция, творчество, воля, а также самое ключевое понятие человеческой психики - Высшее Я.

Духовное развитие человека, - пишет Ассаджиоли, - это длительный и тяжёлый путь, путешествие через непознанные земли, пути самопостижения, таящие в себе много удивительного, трудного и даже опасного. […]

Пьеро Феруччи, италянский учёный, ученик и коллега Р. Ассаджиоли … выделяет следующие проблемы, способные не продвинуть занимающегося вперёд, а остановить или даже повернуть назад.

1. Догматизм, превращение свободного и прекрасного в догму. Это часто происходит с различными институтами, когда ценное знание, поставленное в жёсткие рамки, становится организованным и структурированным. В этом случае истина исчезает. П. Феруччи приводит историю, когда у дьявола спросили: Не боишься ли ты, что люди узнают правду? Нет, - ответил он, - они её быстро организуют и рационализируют. К сожалению, догматизм - один из наиболее любимых способов объяснения своей правоты.

2. Фанатизм. Является попыткой обратить всех людей в свою идею и близок догматизму. Это хорошо просматривается в различных культах. Вера в собственную правоту освобождает от ответственности за действия или, наоборот, оправдывает поступки людей. У человека возникает собственная мифология, что если высшие силы на его стороне, то их именем можно оправдать любые деяния. История Жанны Д'Арк показывает веру таких людей в свою особую миссию или роль в истории.

3. Духовное также может быть прекрасным способом избегания реальности. Из всего многообразия жизни человеком может быть выбран только духовный аспект, остальные стороны реальности могут игнорироваться. Общение с родственниками и друзьями, работа, оплата счетов, а в некоторых случаях и самообслуживание считаются ненужной тратой времени. Возникает нежелание копаться в грязи жизни, со всеми её страстями, трудностями и травмами. Реальность и самореализация через постижение самости входят в конфликт. Духовное, таким образом, используется как способ ухода от проблем и защита от них. Это очень похоже на стадию реакций на духовное пробуждение, описанных выше.

Однако Р. Ассаджиоли в своей известной метафоре говорит, что высшее Я - это как лотос, который растёт в грязи (эквивалент низшего Я). Тем не менее, лотосу нужна грязь, это питание, без которого он не вырастет.

4. Неготовность к духовному росту из-за нерешённости других проблем. Иногда желание двигаться очень быстро в духовном росте тормозится за счет нерешенности других проблем, что имеет сходство с вышеописанной трудностью. Вспоминая миф о фаэтоне, Р. Ассаджиоли считает, что это история о том, как опасны величие и стремление к нему, когда личность ещё не созрела.

5. Использование духовного для получения выгод, самая страшная, по мнению П. Феруччи, категория отношения к духовному. Многие фанатики искренне верят в то, что видят правду. Но иногда собственные таланты и способности, а также умение пережить пиковые состояния используются только с целью наживы. И здесь нет никакой веры и искренности, но одно лишь использование идеи для получения выгод. Современная российская история знает примеры, когда за достаточно высокую плату целители предлагали воскрешение умерших. Из всего сказанного следует, что путь постижения собственной самости, духовный рост, при всей своей притягательности и возможностях, которые он даёт, имеет и оборотную сторону, о которой стоит знать, и правильно оценивать свои силы.

Смолова Л.В., Методы работы с воображением: основы психосинтеза, СПб, Изд-во СПбГУ, 2008 г., с. 29-30 и 36-37.