Стереотипы при принятии научных решений по А.И. Ракитову

«Стереотип 1. Доминанта каузального подхода, когда причины событий ищутся в «прошлом» и экстраполируются в будущее. Индивидуальные и групповые субъекты принимают решения на основе прошлого опыта, который становится критерием оценки различных управленческих альтернатив. Некоторые интеллектуальные информационные системы поддержки решений строятся на основе анализа схематических описаний ситуаций. Этот стереотип ускоряет принятие решений. Однако отказ от осмысления ситуаций может вызвать организационный хаос. Данный стереотип мешает маркетингу.

Стереотип 2. Приоритет инженерного мышления, а также мнения, что научно-технический прогресс является естественным механизмом развития социума. Доминируют стихийные процессы решения управленческих вопросов на уровне «здравого смысла», который зачастую бывает однобоким.

Стереотип 3. Представление о безальтернативности «общества потребления». В начале 80-х годов западный мир окончательно начал жить по правилу «потребитель всегда прав», и материальное благополучие стало целью. Сегментируется рынок, исследуются потребности потребителей в продукции и услугах. Маркетинг даёт точку опоры и систему критериев для любых организационных преобразований. Данный стереотип применим только на устойчивых рынках. Следование ему в нашей стране может привести к негативным последствиям.

Стереотип 4. Доминанта рациональности во всех сферах жизни. На рациональности базируется наука, основываются все теории рыночной экономики. На рациональности основываются все базовые подходы менеджмента - дробление любых процессов, включая процессы стратегического планирования на элементарные операции, каждая из которых могла бы быть без труда исполнена либо человеком, либо автоматом. Рациональная парадигма удобна. Она позволяет процессы принятия управленческих решений любой сложности сводить к традиционному математическому моделированию. Как уже отмечено выше, принятие решений обычно рассматривается как выбор из ранее построенных альтернатив. Однако специалист не всегда может или хочет сформулировать и объяснить своё решение. Рациональный выбор из альтернатив является решением прямой задачи (отвечает на вопрос «Что будет, если...?»), обоснование принятого решения - обратной задачи (отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы....?»). Решение прямой задачи принципиально легче, чем обратной.

Стереотип 5. Доминанта индивидуализма при формировании социальных отношений вообще и научных команд в частности. Права человека главенствуют над его обязанностями. Умаляется значение обязательств, которые учёный берёт на себя. Это приводит к снижению осмысленности научной деятельности, падению конкурентоспособности научной продукции и услуг. В корпорациях улучшение положения (прежде всего материального) сотрудников происходит путём расширения их прав. При этом недооценивается роль обязательств, которые сотрудник осознанно берёт на себя во исполнение коллективных научных целей, что нарушает интеграцию механизмов индивидуальной мотивации научных сотрудников и инструментариев целенаправленного развития научной организации. Индивидуализм - базисная идея рыночной экономики. Однако она приводит к чрезмерной дифференциации доходов сотрудников и населения, Порождению групповых конфликтов, созданию нестабильных систем корпоративного управления.

Стереотип 6. Доминанта дуализма. Наиболее часто используются бинарные модели устойчивых асимметричных различений, структурирующих дискурсы. В процессе принятия индивидуальных и групповых решений ситуации оцениваются по конечным одномерным шкалам, имеющим высшие и низшие грани. Эти грани состоят обычно из антонимичных номинаций: плюс - минус, хорошо - плохо, добро - зло, определённо - неопределённо. Вместе с тем общества живут в различных этических системах, в которых сочетания добра и зла имеют противоположные оценки. Зло в определённой ситуации может быть добром (например, операция (физическая боль) избавляет от болезни). Поэтому оценки управленческих решений по одномерным шкалам бывают ошибочны, а ошибки в стратегии могут дорого стоить.

Стереотип 7. Коллективы людей вместо того, чтобы решать полезные для себя задачи, растрачивают силы на малоэффективный поиск «объективной истины» через определение мифической «адекватности».

Все перечисленные стереотипы препятствуют развитию научного стратегического субъекта. Пока научный коллектив остаётся их заложником, он долго будет искать принципиально новые решения на пути к успеху, который редко приходит быстро. Взаимообусловленность, взаимопроникновение и взаимодействие различных типов субъектов (личность, группа, организация и др.) и различных видов сознания (индивидуальное, групповое, массовое) подталкивают многих исследователей к принятию некоторой обобщённой логической структуры процессов принятия стратегических решений. При этом логическая структура должна быть психологически обусловлена и осмыслена. […]

Научные стратегические субъекты - это идеальные образцы, стремление к реальному воплощению которых могло бы, на наш взгляд, способствовать повышению эффективности науки в сфере высшего образования через создание атмосферы лидерства, доверия, повышение личной заинтересованности, мотивации сотрудников к согласованным действиям.

Менеджмент в различных организациях показывает, что основные проблемы и трудности, как человека, так и группы людей, заключены в них самих. Стратегический субъект воспринимает внешний мир через свою внутреннюю призму, учитывая деловой и жизненный опыт, научную и генетическую предрасположенность его сотрудников».

Ракитов А.И. и др., Наука, образование, инновации: стратегическое управление, М., «Наука», 2007 г., с. 119-121.