Открытия в области музыки…
Типовые решенияСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Открытия в области музыки…
Типовые решенияСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
«Дилетантское представление о том, что импровизация заключается в том, чтобы совершенно спонтанно выдумывать какие угодно ноты, не соответствует действительности.
В мейнстрим-джазе импровизируют всегда на определённую тему (главную мелодию) пьесы, обрабатывая её самыми различными способами: выделяя отдельные фразы и их повторяя, меняя ритм или используя другие приёмы.
Кроме того, существует каталог джазовых эффектных пассажей (так называемых licks), которые импровизатор прорабатывает и повторяет во всех двенадцати тональностях.
Именно благодаря этому у него постепенно образуется репертуар «корректных» джазовых фраз, которые он затем произвольно комбинирует.
И даже когда не использует ни стандартную тему, ни заученные фразы, выбирает ноты не случайно: в джазе существует ограниченный набор звукорядов, соответствующих гармониям данной пьесы и изменяющихся от такта к такту. В процессе обучения джазовый музыкант выучивает их, и потом, стоит прозвучать гармонии, как его пальцы сами собой нажимают на нужные клавиши. Только в результате многолетних упражнений рождается уверенность, избавляющая от необходимости постоянно думать о звуках и аккордах. Это можно сравнить с другими умениями, которыми мы поначалу с трудом овладеваем, а потом они входят нам в плоть и кровь, - например, опытный водитель не думает о том, что в данный момент должен сделать, и непринужденно беседует с пассажиром, в то время как отвечающая за вождение часть его мозга функционирует самостоятельно.
Но и опытнейший джазист может промахнуться и сыграть не ту ноту. Что ему тогда делать? Никакой паники! Повторить фразу второй, а возможно, и третий раз. Если для слушателей она прозвучала фальшиво, то при повторе останется в памяти, и вместо мысли: «Да он же не то играет!» возникнет противоположная: «Похоже, все правильно, наверное, это я ошибся!» Можно ли изящнее загладить ошибку, чем переложить ответственность на слушателя?
У музыкантов-классиков такая свобода часто вызывает зависть - ведь если они сфальшивят, исполняя Бетховена, никакими повторами ошибку не исправить».
Кристоф Дрёссер, Почему мы все музыкальны?, М., «Аст», 2011 г., с. 197-198.