Приёмы психотерапии творчества в области науки по М.Е. Бурно

«1. Здесь пациент уясняет себе своё отношение к научному размышлению, научным выводам (начиная от творчески-проникновенного освоения заново школьного учебника физики или ботаники и кончая захватывающим его изучением научной специальной литературы), чтобы утвердиться в своей духовной индивидуальности. Таким образом, в отличие от описанной выше терапии созданием творческих научных и технических произведений, здесь дело ограничивается лечебно-творческим осмыслением определённой суммы научных знаний без собственных попыток научно или технически творить.

2. Почувствовать специфический «вкус» этой терапии - значит испытать целебное восхищение беспредельным движением научной мысли, когда узнается вдруг то, о чём даже не воображалось.

3. Дефензивные пациенты, углубляя свои научные знания, приобретая новые, всё отчётливее могут теперь объяснить, понять происходящее вокруг (от морозных узоров на окне до сложных международных событий). Оттого делаются они увереннее, собраннее в жизни, интереснее людям в разговорах о том, что постигли, и, значит, общительнее, коммуникабельнее.

4. Изучение физики, химии, минералогии, ботаники и т. д. помогает острее заинтересоваться природой, проникнуться желанием открыть здесь хоть что-то свое. Точно так же изучение искусствоведческих работ побуждает к лечебному художественному творчеству.

Практические советы

1. Почувствовать «вкус» науки пациентам помогают беседы в группе о разнице между наукой прежде всего как самобытным движением мысли и искусством прежде всего как самобытным переживанием.

2. Научные открытия, следовательно, как открытия мысли возможно хранить в виде кратких формальных изложений и выводов в учебниках и справочниках (что невозможно представить себе в отношении художественных ценностей). Однако пациенты легче проникаются интересом-созвучием к какой-либо научной области, если читают научное в подлинниках. Тогда «слушают» они характер учёного, мыслительная оригинальность, самобытность которого всегда отражаются и в самобытном языке, самобытной умной эмоции, пронизывающей подлинник и заражающей читателя научным духом. Чтение биографий, автобиографий, писем исследователей дает возможность войти в их переживания, без которых невозможны открытия. Дефензивные пациенты способны прочувствовать, что истинный учёный - всегда живая индивидуальность, выказывающая себя в любой фразе научного творения, и это прочувствованное понимание помогает и себя почувствовать самим собой без скорлупы и трафарета, формальности.

3. Подвигая пациента к лечебному общению с наукой, следует опираться на созвучие душевных особенностей пациента с определённой научной ветвью. Так, по нашему опыту, дефензивным циклоидам, эпилептоидам особенно близки экспериментальная физика, география, геология, минералогия, литературоведение, политическая экономия, технические, исторические, военные науки. Дефензивным циклоидам, эпилептоидам, а также астеникам, психастеникам - этнография, ботаника, зоология, общая биология, медицина. Дефензивным шизоидам - философия, математика, теоретическая физика, химия, астрономия. Это, конечно, как всегда, условное, приблизительное «распределение», чреватое неожиданностями. При подробно-внимательном подходе все тут сложнее, диалектичнее. Например, история Древнего мира интересна и эпилептоиду, и шизоиду, и циклоиду, и психастенику, но каждому по-своему, особыми гранями в соответствии со структурой личности. Эпилептоида трогают прежде всего вопросы власти, шизоида - символика сплетения событий, циклоида - экономически-бытовые проблемы, психастеника - нравственно-этические моменты.

4. Многие дефензивные пациенты (особенно психастеники) в процессе наших занятий пришли к тому, что для постоянной душевной собранности, всегдашнего отчетливого, уверенного знания своего места в мире следует иметь перед собой повседневно, кроме свежей газеты, несколько справочных книг: книгу по астрономии, справочник по физической географии (или школьный учебник), малый атлас мира, атлас нашей страны, «Календарь русской природы», справочники (учебники) по истории, ботанике, зоологии. Здесь же на плотном куске бумаги яркими фломастерами пусть будут чётко выписаны из тех же книг следующие важнейшие, добытые наукой истины:

Земля возникла 4,5 млрд. лет назад.
Первые организмы в Океане - 4 млрд. лет назад.
Древнейшие люди были уже 2 млн. лет назад.
Первобытно-общинный строй, искусство существовали уже 30 тыс. лет назад.
Письменность была уже 5 тыс. лет назад.
На Земле живет 5,1 млрд. людей».

Бурно М.Е., Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод), М., «Академический проект»; «Альма Матер», 2012 г., с. 127-129.