Египетский папирус «Ономастикон Аменемопа»

Египетский папирус, называемый  «Ономастикон Аменемопа», датированный примерно 1100 годами до н.э., открывается следующими словами:

«Начало учения, для наставления невежд, для понимания всех вещей, которые есть то, что создал Птах, а Тот записал: небо с его звездами, земля со всем, что на ней есть, что изрыгают горы, что мочит вода, всё, что освещает солнце, что на земле растёт, - всё вспомнил пишущий божественную книгу в учёном доме Аменемопа».

После такого введения, более или менее сохранившегося, сделано 610 записей, перечисление феноменов природы, профессий, сословий, племен, городов и зданий, видов зерна, блюд и напитков, рыбы и т.д. Одним словом, в форме энциклопедического словаря перечисляются природные, общественные, географические и бытовые явления.

Уже за 500 лет до «Ономастикона Аменемопа» в Египте имелось более короткое, похожее произведение - перечень, дающий сухое перечисление различных предметов. Образцы «списочной науки» известны также и в вавилонском пространстве. Шумеры создали уже во втором тысячелетии 24 дощечки, которые называются «Хубулла» и содержат тысячи записей. Вначале речь шла, пожалуй, только о собрании и упорядочении всех письменных знаков, из чего постепенно развилось фундаментальное учение о смысле всего сущего.

Древневосточная «наука перечней» была наверняка точкой отсчёта «мудрости природы» Соломона. Только эта «мудрость», кажется, ограничивается упорядоченным перечислением растений и животных. Во всяком случае, в библейском повествовании нет указаний на космические, географические и социальные феномены. Ещё одно отличие состоит в том, что Соломонова «мудрость природы» уже переступила рамки религиозных догм в отличие от «Ономастикона Аме-немопа», где подчёркивается роль Бога-Творца Птаха и бога письменности Тота.

Такое впечатление, что Соломонова мудрость приблизилась к природе так же естественно и рационально, сбросив религиозные оковы, - предположение тем более вероятное, если посмотреть на это с позиции обретения Соломоном права на суд и открытости чувств».

Рольф Бейер, Царь Соломон, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г., с. 171-172.

 

Первым обнаружил связь притчей Соломона и египетских папирусов египтолог Адольф Эрман.