Официальная / бюрократическая организация творчества
Власти как Внешние обстоятельства
X
Официальная / бюрократическая организация творчества
Власти как Внешние обстоятельства
X
Цитирую фрагмент письма П.Л. Капицы Председателю Комитета государственной безопасности СССР Ю.В. Андропову:
«… к инакомыслящим надо относиться весьма вдумчиво и бережно, как это делал Ленин.
Инакомыслие тесно связано с полезной творческой деятельностью человека, а творческая деятельность в любых отраслях культуры обеспечивает прогресс человечества.
Легко видеть, что в истоках всех отраслей творческой деятельности человека лежит недовольство существующим. Например, учёный недоволен существующим уровнем познания в интересующей его области науки, и он ищет новые методы исследования. Писатель недоволен взаимоотношением людей в обществе, и он старается художественным методом повлиять на структуру общества и на поведение людей. Инженер недоволен современным решением технической задачи и ищет новые конструктивные формы для её решения. Общественный деятель недоволен теми законами и традициями, на которых построено государство, и ищет новые формы для функционирования общества, и т. д.
Таким образом, чтобы появилось желание начать творить, в основе должно лежать недовольство существующим, то есть надо быть инакомыслящим. Это относится к любой отрасли человеческой деятельности. Конечно, недовольных много, но чтобы продуктивно проявить себя в творчестве, надо ещё обладать талантом. Жизнь показывает, что больших талантов очень мало, и поэтому их надо ценить и оберегать.
Это трудно осуществить даже при хорошем руководстве. Большое творчество требует большого темперамента, и это приводит к резким формам недовольства, поэтому талантливые люди обычно обладают, как говорят, «трудным характером». Например, это часто можно наблюдать у больших писателей, так как они легко ссорятся и любят протестовать. В действительности творческая деятельность обычно встречает плохой приём, поскольку в своей массе люди консервативны и стремятся к спокойной жизни.
В результате диалектика развития человеческой культуры лежит в тисках противоречия между консерватизмом и инакомыслием, и это происходит во все времена и во всех областях человеческой культуры.
Если рассматривать поведение такого человека, как Сахаров, то видно, что в основе его творческой деятельности тоже лежит недовольство существующим. Когда это касается физики, где у него большой талант, то его деятельность исключительно полезна. Но когда он свою деятельность распространяет на социальные проблемы, то это не приводит к таким же полезным результатам, и у людей бюрократического склада, у которых обычно отсутствует творческое воображение, вызывает сильную отрицательную реакцию. Вследствие этого, вместо того чтобы просто, как это делал Ленин, не обращать внимания на проявления в этой области инакомыслия, они пытаются подавить его административными мерами и при этом не обращают внимания на то, что они тут же губят и полезную творческую деятельность учёного.
Вместе с водой из корыта выплёскивают и ребёнка. Большая творческая работа имеет идейный характер и не поддается административному и силовому воздействию. Как следует поступать в таких случаях, хорошо показал Ленин в отношении к Павлову, о чём я писал вначале. В дальнейшем жизнь подтвердила, что Ленин был прав, когда он игнорировал проявляемое Павловым в социальных вопросах резкое инакомыслие и при этом весьма бережно относился как лично к Павлову, так и к его научной деятельности.
Всё это привело к тому, что Павлов в советское время как физиолог не прерывал свои блестящие работы по условным рефлексам, которые по сей день в мировой науке играют ведущую роль. В вопросах, касающихся социальных проблем, все высказанное Павловым уже давно забылось.
Интересно вспомнить, что после смерти Ленина так же бережно к Павлову относился С.М. Киров. Как известно, он не только лично проявлял большое внимание к Павлову, но и способствовал тому, что для его работы в Колтушах была построена специальная лаборатория. Всё это в конечном итоге повлияло на павловское инакомыслие, которое стало постепенно затухать. Как я уже писал, аналогичное изменение в инакомыслии произошло и у скульптора Мештровича после того, как Тито оценил мудрость ленинского подхода к творческой деятельности человека и понял, как нужно разрешать возникающие при этом противоречия.
Сейчас мы почему-то забываем ленинские заветы по отношению к учёным. На примере Сахарова и Орлова мы видим, что это приводит к печальным последствиям. Это гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд, так как это в конечном итоге приводит в области развития большой науки к нашему отставанию от капиталистических стран, поскольку это в значительной мере является следствием нашей недооценки необходимости бережного отношения к творческой деятельности большого ученого. Сейчас, по сравнению с ленинскими переменами, забота об учёных у нас в значительной мере уменьшилась и очень часто принимает характер бюрократической уравниловки.
Но чтобы выиграть скачки, нужны рысаки. Однако призовых рысаков мало, и они обычно норовисты, и для них также нужны искусные наездники и хорошая забота. На обычной лошади ехать проще и спокойнее, но, конечно, скачек не выиграть.
Мы ничего не достигли, увеличивая административное воздействие на Сахарова и Орлова. В результате их инакомыслие только все возрастает, и сейчас это давление достигло такой величины, что вызывает отрицательную реакцию даже за рубежом. Наказывая Орлова за инакомыслие 12 годами лишения свободы, мы таким путём полностью отстраняем его от научной деятельности, и необходимость такого свирепого мероприятия трудно оправдать. Вот почему оно вызывает общее недоумение и часто трактуется как проявление нашей слабости.
Сейчас, например, за рубежом происходит всё расширяющийся бойкот научных связей с нами. В Европейском центре ядерных исследований в Женеве (ЦЕРН), в котором работают и наши учёные, сотрудники носят свитера с вытканным на них именем Орлова. Всё это, конечно, проходящие явления, но имеющие тормозящий эффект для развития науки.
Известно, что силовое административное воздействие на инакомыслящих учёных существует с древних времен и даже и в последнее время происходило на Западе. Например, известный философ и математик Бертран Рассел за своё инакомыслие дважды был посажен в тюрьму, правда, только на короткие сроки. Но увидев, что это вызывает в интеллигенции только возмущение, а на поведение Рассела никак не влияет, англичане отказались от этого метода воздействия. Я не могу себе представить, как ещё мы предполагаем воздействовать на наших инакомыслящих учёных. Если мы собираемся ещё увеличивать методы силовых приёмов, то это ничего отрадного не сулит.
Не лучше ли попросту дать задний ход?»
Три письма из личного архива П.Л. Капицы, в Сб.: Есть у отечества пророки, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г., с. 101-105.