Семейный и дружеский бизнес по И.М. Хакамаде

«Как создать деловую команду с друзьями и родственниками? В целом - задача не из лёгких, так как в этом случае личные обязательства переплетаются с деловыми. В России и в Китае любят играть в дружеские шахматы: «зевнув» фигуру, хотят иметь возможность «переходить». Ну, не соревнование же, друзья всё-таки... С друзьями всегда доминирует настроение «win-win» - чтобы постоянно выигрывали обе стороны. Это надо иметь в виду и пытаться выстроить более сложные отношения, не копируя, однако, обычные законы бизнеса, где всегда «ничего личного, бизнес есть бизнес».

В случае с родственниками совсем тяжело: тут «всё личное» и налицо конфликт интересов. Возникает желание всё поделить поровну вне зависимости от эффективности. Проблема заключается ещё и в том, что у нас отсутствует традиция ведения семейного бизнеса, сформированная в других странах ещё в эпоху феодализма. У нас все носители этой традиции после 1917 года или покинули страну, или были расстреляны. При сталинском режиме семьи благополучно разделяли и уничтожали. И что теперь делать? Как что? Создавать традицию  заново, используя европейский опыт контрактного права.

Главные принципы:

- не надеяться на честность «по умолчанию» типа «свои люди - сочтёмся»;
- дружба дружбой, а законы бизнеса - главное.

Очень важно, отбросив ложную скромность, построить бизнес на правовых нормах.

1. Всё, что можно, прописать, как в брачном контракте, не стесняясь. Уже на старте установить деловую форму организации работы. Мой муж имеет много партнёрств с друзьями, что вовсе не исключает бизнес-подхода к решению ключевых проблем. А дружба помогает обсуждать все вопросы максимально открыто.

2. Всё проговаривать и обговаривать. Если что-то не ясно или возникают проблемы, не откладывать их в долгий ящик. Забыть мысли вроде: «Мы же друзья, мне как-то неудобно делать замечания...» Семейный бизнес строится так же, как и любой другой.

3. Если родственник или друг непригоден для бизнеса, но требует помощи, дать денег, но не пускать в предприятие. Бизнес и благотворительность - разные вещи.

4. Следить за авторством идей. Друзья особенно болезненно воспринимают фразы типа «Я всё это придумал», «Это была моя идея». Делитесь славой! И обрящете...

5. Установить для всех, включая друзей, одинаковую дисциплину, иначе развалится весь коллектив.

И последнее: проанализируйте характеры и психотипы - ваш и ваших друзей или родственников. Сопоставьте их и себя: можете ли вы хоть на 30% совпасть или договориться? Я, например, при всем уважении к мужу, вести с ним один бизнес не могу и всегда от этого отказывалась. Мы настолько разные, что это нас просто разведёт. Он - адреналиновый наркоман, всё делает в последнюю минуту, а я - воплощение оперативного планового подхода и самодисциплины. И всё - ничего не выйдет!

Выводы:

1. Семейный и дружеский бизнес - прекрасен, но дружба дружбой, а деньги требуют соблюдения писаных (!) правил, коль традиция у нас совсем негодная.

2. Родственники и друзья - специфические партнёры и в большей степени требуют индивидуального психологического подхода. Только тогда можно сохранить благоприятную атмосферу в коллективе».

Хакамада И.М., Дао жизни: Мастер-класс от убеждённого индивидуалиста, М., «Альпина Паблишер», 2012 г., с. 108-110.