Предназначение личности по А.А. Бодалёву

«В нашей повседневной жизни встречается […] сравнительно немногочисленная группа молодых людей, которые с самого начала не желают быть «как все», то есть как те, кто бездумно плывёт по течению и целеустремлённо и активно не пытается выстраивать свою линию жизни так, чтобы она отвечала их призванию и выводила на получение неординарных творческих результатов.

Стратегия выстраивания своего жизненного пути этими молодыми людьми, их жизнетворчество и инициативное проектирование результата, которого они хотели бы достичь, познавая мир, общаясь и, конечно, трудясь, перекликается с особенностями построения повседневного бытия, деятельности в нем и, разумеется, самотворчества великими или выдающимися людьми.

Известно, каким оказывается человек как индивид, личность, субъект деятельности и какую в конечном счёте он наживает индивидуальность, и ситуации, в которые он попадает или создаёт сам, события, которые он воспринимает или в которых соучаствует, обстоятельства, которые ему приходится как-то преодолевать, - всё это нерасторжимо связано между собой. Однако главенствующим результатом такой взаимосвязи, если его искать и оценивать с позиций акмеологии, является прежде всего формирующийся у человека и более или менее им осознаваемый смысл его бытия, находящий выражение в ответе на вопросы «Кто я?» и «Для чего (или для кого) я живу?»

Изучение жизнеописаний великих или выдающихся людей показывает, что они очень рано начинают проявлять себя как активные и все более самостоятельные субъекты собственной жизнедеятельности, и смысл её они видят в поступках или деяниях не только лично для них, но по мере своего гражданского развития - для всё более крупных социальных общностей, которые становятся для каждого из них в высокой степени субъективно значимыми. […]

Обстоятельства, которые возникают на жизненном пути любого человека и, конечно, великих или выдающихся людей тоже, по характеру и степени содействия или противодействия продвижению человека к желанной цели всегда являют собой самый широкий спектр.

Каждый человек индивидуально выходит из этой возникающей на его жизненном пути круговерти объективных обстоятельств и появляющихся у него при этом переживаний, работающих на его приближение к желанной цели или, наоборот, на отдаление.

Для одних это стечение действительно непреодолимых (или только кажущихся таковыми по причине временной душевной слабости) обстоятельств намного превышает порог их эмоциональной выносливости, и они впадают в глубокую депрессию, иногда заканчивающуюся и суицидом.

Другие не изменяют убеждённости в своём предназначении идти до конца в имеющем конкретную форму служении личному смыслу жизни, даже если придется принять смерть от инакомыслящих, но власть имущих.

Третьи, не изменяя принятому пониманию смысла жизни и тесно сопряжённым с ним характером целей, которые, будучи осуществлёнными, приумножают истинные ценности культуры, столкнувшись с обстоятельствами, ставящими барьер на пути к достижению этих целей, создают на какое-то время видимость подчинения обстоятельствам, продолжая сохранять свои убеждения.

Четвёртые находят в себе способность максимально мобилизовать физические силы и, учитывая своеобразие обстоятельств, которые у них возникали на пути к цели, очень эффективно актуализировать и использовать личный интеллектуальный, волевой и эмоциональный ресурс.

Это позволяет им не только успешно справляться с трудностями объективного и субъективного характера, мешающими осуществлять замыслы, конечный результат которых - вклад в ценности культуры, но фактически более выражение, если судить по наступающим изменениям, подниматься на более высокий уровень в личностном и субъектно-деятельностном развитии и ещё нетвривиально-неповторимо формировать свою индивидуальность».

Бодалёв А.А., Почему среди проблем, исследуемых акмеологией, должна быть проблема изучения людей, относимых к великим или выдающимся (Доклад прочитан в 2007 году), в Сб.: Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП, Изд-во СПбГУП, 2011 г., с. 623 и 626.

 

Замечу, что автор сделал методическую ошибку: сравнивая жизненный путь многих (!) творческих личностей - очевиден ряд закономерностей – см.: Жизненная стратегия творческой личности  и Система целей творческой личности.