Классификация научных руководителей по А.М. Новикову

«Теперь немного о научном руководителе. Они бывают трёх типов.

Первый - малоопытные кандидаты наук, которые, работая над докторскими диссертациями, берут себе аспирантов. Ничего плохого в этом нет, если это хороший, добросовестный руководитель. Начинающий научный руководитель ещё сам ищет свои пути и привлекает к этим поискам своих аспирантов. Наиболее интересные работы получаются именно с такими научными руководителями. Однако сложность состоит в том, что молодой научный руководитель ещё сам не освоил терминологию, различные направления исследований. Он будет искать новые пути вместе с аспирантом, тем самым в определённой мере затягивая его работу.

Второй тип - научный руководитель, как правило, на уровне доктора наук, профессора. Такой руководитель быстро направит аспиранта в нужном направлении. Но он, как правило, человек занятой, поэтому у него нет времени особенно вдаваться в подробности работы. Соответственно больше придётся работать самим. Часто бывает вариант совмещения: один - научный руководитель, второй - консультант. Научный руководитель - кандидат, консультант - доктор. При этом доктор присматривает и за аспирантом, и за его молодым научным руководителем.

Третий вариант плохой - руководитель, который берётся руководить аспирантами из соображений престижа или для того, чтобы получить звание профессора. При этом он может не иметь способностей к этому либо не всегда подходит к руководству добросовестно. Если не повезло с научным руководителем, всегда можно найти себе добровольных консультантов: профессоров, докторов, своих коллег аспирантов, доцентов, ассистентов и т. д.

При этом лучше не пытаться сменить научного руководителя. Это кончится скандалом и провалом на защите. Есть профессиональная этика  - ни один учёный не будет критиковать своего коллегу за то, что он плохо руководит аспирантами».

Новиков А.М., Методология научного исследования (Лекция прочитана 22-23 января 2009 года в СПбГУП), в Сб.: Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП, Изд-во СПбГУП, 2011 г., с. 606.