Управление регионом, партией, страной…
Деградация обществаДеградация общества
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
X
Управление регионом, партией, страной…
Деградация обществаДеградация общества
Борьба с деградацией обществаБорьба с деградацией общества или его прослойки
X
«1. Образованные люди суть истинные люди, т.е. человечны по своим нравам; варвары же отличаются скотской грубостью или же зверской жестокостью, так что, кроме человеческого образа (если только они говорят, а не ревут), едва ли и признаешь в них что-либо человеческое.
2. Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там всё идёт, как часы, если затронута одна часть, приводятся в движение и всё остальные: одно колёсико толкает другое, - и всё определяется числом, мерой и весом. У варваров же всё похоже на развязанный сноп или песок без цемента.
3. Возьми взаимоотношения людей между собой. В образованном народе все служат друг другу, каждый на своём месте выполняет то, что полезно ему и другим. У варваров же никто не считается с потребностями другого: всё делается вразброд, а потому один другому мешает, и получается общая сутолока.
4. У образованных народов все стихии мира несут людям дань, - и даже самые недра земли не могут скрыть от них свои сокровища (металлы, драгоценные камни и минералы). У необразованных всё пропадает без пользы: они не умеют ни подчинять себе природу, ни сосать её грудь, ни даже пользоваться ею тогда, когда она сама изливает на них дары свои. Отличнейший климат, плодороднейшая земля, удобнейшие для судоходства реки остаются без использования, как это можно видеть у американских народов, проводящих грубую жизнь, подобно диким зверям.
5. Образованные народы не дозволяют ни одному клочку земли пустовать, никакому материалу пропадать бесполезно. Деревья и хворост, камни и щебень, даже песок и уличную грязь они подбирают и находят всему этому известное употребление. У необразованных же, смотришь, ничто не возделывается, сор и грязь, кругом всё гниёт и разлагается.
6. Отсюда у первых даже самые бесплодные по своей природе области, не представляющие ничего, кроме песка, или скал, или болот и мхов, так хорошо обрабатываются, что кажутся раем. У необразованных же народов даже страны, сами по себе имеющие вид рая (где, как кажется, само небо вступило в брачный союз с землею), засоряются отбросами и теряют свою прелесть.
7. Вот почему образованные народы в избытке располагают не только всеми необходимыми для жизни предметами, но и различными удобствами, даже роскошью; тогда как необразованные едва имеют средства влачить жизнь, питаясь по-звериному сырой пищей.
8. Образованные, заботясь и о будущем, обеспечивают себе всё необходимое в жизни, даже для непредвиденных случаев, какие могут их постигнуть: неурожая, нападения врагов, моровой язвы или иных болезней. Они своевременно противопоставляют им благоустроенные житницы, арсеналы, аптеки. У варваров не существует никакого разумного попечения о жизни, здоровье безопасности; живут они изо дня в день, от случая к случаю; у них необдуманно и случайно.
9. Народ образованный обнаруживает изящество своего ума даже красивой и изящной одеждой, так как все и каждый, малый и великий, знатный и незнатный, одеваются если не изысканно, то во всяком случае опрятно; тогда как необразованные ходят нагими или полунагими, в лохмотьях и рубищах, грязные и истощённые.
10. Образованный народ имеет великолепные многолюдные города, полные произведениями искусств и ремесел. У необразованного - вместо городов пустыри, а если он что-нибудь и называет городом, то это не более, как жалкие лачуги.
11. Образованные народы, связанные узами закона, содержат свои области, а в них города, села, дома, отдельные семейства и, наконец, самих себя в границах установленного порядка, так что никому нельзя безнаказанно их переступать. У народов же необразованных или ложно образованных место свободы занимает своеволие: кому что вздумается, тот то и делает, не зная ни в чем никакой узды.
12. Отсюда у первых все безопасно, безмятежно, тихо и спокойно, а у последних господствуют кражи, разбои и насилия; а потому нет истинной безопасности, и всё полно козней и страхов.
13. У народа истинно образованного даже среди сельских жителей нет деревенской грубости: до того все проникнуто городской утончённостью нравов. У необразованных, наоборот, и горожане суть те же селяне, и сам город по нравам - не что иное, как настоящая деревня.
14. Люди, принадлежащие к образованному народу, приветливы к пришельцам, ласково указывают дорогу, вежливы к тем, кто к ним обращается, остерегаясь причинить им какую-либо неприятность. Варвары же или отталкивают от себя незнакомцев, или сами бегут от них, и, во всяком случае, отпугивают их от общения с собой своими гнусными нравами.
15. У образованных народов ленивые люди и здоровые нищие нетерпимы; их даже вовсе нет, так как каждое государство держит всех своих граждан в порядке и печётся о своих бедных. У варваров - целые полчища ленивых людей, которые, поддерживая своё существование нищенством или воровством и грабежами или существуя и в нищете и голоде, производят различные смуты и бедствия. И если с этим злом и борются, то только с помощью силы; и тогда начинается сплошная каторга, угнетения, казни и истязания.
16. Образованные, находя удовольствие в свободных науках и искусствах, охотно занимаются ими, ни одного из них не выпуская из поля зрения. Они исчисляют звёзды и измеряют небо, землю, пропасти и невесть что, не желая, чтобы где бы то ни было, хотя бы в отдалённейших областях земли, воды, воздуха, что-либо происходило ими не понятое. Они стараются также узнать: бег веков, как далеко отстоим мы от начала мира, как скоро мы можем ожидать его конца, чтобы, имея перед глазами прошедшее лучше располагать настоящим на пользу будущего. Необразованные [не только] всего этого, а даже и самих себя не знают, задумываясь о том, откуда они пришли сюда, куда пойдут, что происходит с ними или вокруг них; а потому они несведущи в прошедшем, неразумны относительно настоящего, не приготовлены ни к чему, что предстоит в будущем.
17. Образованных услаждает лира Орфея, и они охотно предаются божественной музыке, чтобы, пленяясь сладостью звучной гармонии, тем лучше всюду ей внимать по примеру Давида и Соломона. Необразованные же - ослы в музыке; если услышишь между ними какие-либо звуки, то разве - нестройный гам пьяных или дикие гиканья неуклюжих плясунов.
18. Наконец, образованные живут между собой мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой и радуясь своим сокровищам. Необразованные, не обладая ничем внутри самих себя, всецело предаются одной внешности и, гоняясь вместо вещей за призраками, становятся предметом насмешек, чахнут и, наконец, гибнут. И пусть гибли бы, если бы этой смертью они не обрекались бы заживо и на смерть вечную! Но если уж необходимо так бывает, что люди, не достойные этого имени, отклоняются от своего предназначения - блаженной жизни, то лучше бы им вовсе не родиться, или, точнее, лучше родиться не людьми, а немой тварью, чем рождаться такими людьми, которые никаким человеческим образованием не возвышаются до истинной человечности».
Ян Амос Коменский, О развитии природных дарований (Pe ingeniorum cultura), в Сб.: Переиздание, М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002 г., с. 111-113.