«Пусть философия никакая не наука, однако это нечто столь значительное и великое, что она, как и в прежние времена, может почитаться царицей наук. Нигде не сказано, что царица наук сама должна быть наукой.
Теперь мы видим в ней - и именно в этом состоит великий поворот наших дней - не систему знания, а систему деятельности.
Это та самая деятельность, благодаря которой устанавливается или раскрывается смысл высказываний. Философия проясняет предложения, наука их верифицирует. В науке речь идёт об истинности высказываний, а в философии - о том, что, собственно, высказывания подразумевают. Содержание, душа и дух науки заключены в том, о чём говорят её предложения, поэтому смыслопорождающая философская деятельность есть альфа и омега всякого научного познания. Высказывают правильную догадку, когда говорят, что философия лежит как в основании, так и на вершине здания науки. Ошибочно здесь только мнение о том, что этот фундамент состоит из «философских предложений» (предложений теории познания) и что всё здание увенчано куполом философских предложений (метафизикой).
Нетрудно убедиться в том, что задача философии состоит не в выдвижении предложений и что порождение смысла высказываний осуществляется не посредством высказываний. Если, скажем, значение некоторого слова я задаю посредством разъясняющих предложений и определений, т.е. с помощью новых слов, то встаёт вопрос о значении этих новых слов и т.д. Этот процесс не может быть бесконечным. Он всегда завершается фактическим указанием, предъявлением подразумеваемого, т. е. реальным действием. Только оно не нуждается ни в каких дальнейших разъяснениях. Окончательное установление смысла всегда осуществляется посредством действий, из них состоит философская деятельность.
Величайшее заблуждение прошлого заключалось в убеждении, будто собственный смысл и окончательное содержание можно вновь сформулировать в высказываниях и, таким образом, представить как познанное: в этом состояла ошибка «метафизики». Метафизики с давних пор стремились к достижению бессмысленной цели - выразить в виде знания содержание чистых качеств («сущность» вещи), т.е. выразить невыразимое.
Качества нельзя высказать, их можно только указать в переживании, но тем самым не создаётся никакого знания.
Таким образом, метафизика приходит к концу не потому, что решение её задач превосходит способности человеческого разума (как полагал Кант), а потому, что этих задач вовсе не существует. Обнаружение ложной постановки вопроса в то же время делает понятной историю метафизических споров.
Если наша позиция верна, то она должна иметь историческое оправдание. Нужно показать, что она способна обосновать изменение значения слова «философия».
Мориц Шлик, Поворот философии, в Сб.: Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Под ред. О.А. Назаровой, М., «Территория будущего», 2006 г., с. 101-102.