«Когда Вильгельм Марр в 1879 году изобрёл термин «антисемитизм», им стали обозначать движение, в котором ещё не было религиозной враждебности, свойственной раннему антииудаизму.
Индустриализация заставила евреев конкурировать с неевреями, тогда как в сельской экономике они дополняли друг друга.
Аристократы Венгрии и Польши считали ниже своего достоинства заниматься коммерцией и с удовольствием принимали услуги евреев, выступавших в качестве ростовщиков и торговцев.
Но когда экономическое сотрудничество сменилось конкуренцией, растущее благосостояние евреев стало выводить из себя мастеровых, лавочников и крестьян, не вылезавших из бедности. В Австрии, как и в Германии, индустриализация началась только после того, как в 1848 году евреи получили равноправие, в отличие от Англии и, в меньшей степени, от Франции, где рост экономики начался до прихода в неё евреев.
Но там, где евреи вступили в капиталистическую конкуренцию одновременно со всеми, они стали самыми большими нуворишами, приводя в отчаяние нижние слои среднего класса. Как заметил по этому поводу Станислав Андрески, евреи гордились прочностью семейной солидарности и традициями взаимной поддержки, тогда как у неевреев, выходцев из нижних слоев среднего класса, не было даже подобных оснований для самоуважения. И, естественно, им требовался козёл отпущения.
В Вене антисемитизм обострился с нашествием сельских евреев. После 1900 года евреи и турки остались в Вене единственными народами, представители которых носили национальные костюмы. Вид кафтана раздражал нижние слои среднего класса, испытывавшие ностальгию по собственным доиндустриальным корням и ещё помнившие народные обычаи типа майского праздника в Пратере. Психоаналитики Отто Фенихель, Бруно Беттелхайм, Рудольф Лёвенштейн и другие утверждали, что антисемит приписывает евреям те качества, которые подавляет в себе. Очевидно, что житель Вены переносил таким образом на ходящих по улицам хозяев кафтанов собственную тоску по милому его сердцу прошлому».
Джонстон Уильям, Австрийский Ренессанс: интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848-1938 гг., М., «Московская школа политических исследований», 2004 г., с. 36-37.