N.I.H.-синдром - неприятие группой чужой разработки по Роберту Клагетту

В 1967 году американец Роберт Клагетт опубликовал работу: Robert Clagett. Receptivity to Innovation - Overcoming N.I.H., Master's Thesis, MIT, где – далеко не первым описал эффект предубеждения группы людей против идей и инноваций, которые предложены кем-то другим...

«NIH-синдром, то есть синдром неприятия чужой разработки (The not invented here syndrome), - это явление, при котором группы в организации сопротивляются идеям, поступившим из внешних источников, в результате чего тратятся напрасные усилия на проведение неэффективных разработок (то есть «изобретение колеса»).

Например, когда компания Phillips купила Sonicare (производителя очень популярной зубной щётки), она решила переделать продукт и технологию его изготовления, хотя в этом не было необходимости. Аналогичная спорная переделка продукта имела место при внедрении в Америке компьютера Sinclair Spectrum, который компания Timex модернизировала и выпустила как Timex 2068. Изменения повысили мощность компьютера, но стоимость его возросла, кроме того, многочисленные несоответствия в программном обеспечении привели к провалу продукта на рынке. Изучение юзабилити продукта на основе обратной связи показало, что оптимальное количество кнопок для компьютерной мыши - две, но компания Apple решительно отказалась вносить изменения в дизайн и сохранила однокнопочную мышь. Когда один из обладателей собаки-робота AIBO (Artificial Intelligence RoBOt - собака-робот, разработанная компанией Sony) создал приложение, благодаря которому собака могла танцевать под музыку, компания пригрозила ему судебным иском.

Что заставляет организации заниматься разработками в духе NIH-синдрома, которые приводят к обратным результатам?

NIH-синдром провоцируют четыре фактора: убеждение, что внутренние возможности организации выше возможностей внешних (сторонних) организаций; страх потерять контроль над ситуацией; желание укрепить доверие и свой статус у потребителей; значительные эмоциональные и финансовые инвестиции во внутренние инициативы.

NIH-синдром, возникающий из-за чувства собственного превосходства, часто ощущается в организациях, гордящихся успешной историей своей продукции; прошлые успехи мешают организации объективно взглянуть на внешние источники новинок. Обычно организация начинает вносить коррективы в свою работу и переосмысливать свои установки только в случае серьёзного провала какого-либо продукта.

Страх потерять контроль над ситуацией имеет место, когда группы в организации воспринимают чужие инновации как угрозу своей работе или статусу организации, но также он наблюдается, когда продукты используются непредвиденным способом. Чтобы исправить положение, руководство организации должно установить чёткие цели и директивы, сопровождаемые разъяснением, как именно персонал будет участвовать в реализации новых планов.

NIH-синдром, возникающий в результате инвестиций в текущие или переходящие по наследству инициативы, трудно преодолеть».

Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джил Балтер, Универсальные принципы дизайна, СПб, «Питер», 2012 г., с. 168.