Правило органайзера - объединение информации в блоки

В том числе после после классической работы Джорджа Миллера: George Miller. The Magical Number Seven, Plusor Minus Two: Some Limitson Our Capacity for Processing Information, The Psychological Review, 1956, vol. 63, p. 81-97появились практические рекомендации для дизайнеров и педагогов – объединять информацию в сжатые блоки – чанки.

«В отличие от обзоров и резюме, предварительные органайзеры подаются в более абстрактной форме, характеризуя предмет в целом, без подробностей. Применение методики зависит от способа обучения: она подходит для линейных презентаций (например, традиционной лекции), но плохо работает при нелинейном, исследовательском обучении (например, обучении в игровой форме)».

Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джил Балтер, Универсальные принципы дизайна, СПб, «Питер», 2012 г., с. 18.

«Чанк» (единица информации в кратковременной памяти) - ряд букв, слов или цифр. Методика чанкинга позволяет расширить границы кратковременной памяти путем объединения информации в небольшое количество единиц. Кратковременная память может эффективно обработать четыре блока плюс-минус один. Например, большинство людей за тридцать секунд могут запомнить список из пяти слов, но некоторые за это же время запоминают список из десяти слов. Разбиение списка из десяти слов на более мелкие фрагменты (например, две группы по три слова и одну из четырех) приравнивает такой процесс запоминания к усваиванию одного списка из пяти слов. Чанкинг часто используют как общий метод упрощения разработки».  

Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джил Балтер, Универсальные принципы дизайна, СПб, «Питер», 2012 г., с. 40.

 

Наиболее часто используют объединение в блоки по пяти способам организации информации: по категории, времени, местоположению, алфавиту и континууму (логической последовательности).

«По категории - группировка на основе подобия или связности. Примером может служить классный журнал, где информация сгруппирована по учебным дисциплинам, и интернет-магазин, где информация сгруппирована по видам товаров. Информацию классифицируют по категориям, если она содержит похожие кластеры или если люди предпочитают искать информацию по категориям (например, человек желает купить стереосистему и ищет её по категории «электронные приборы»).

По времени - организация информации в хронологической последовательности. Примерами могут служить последовательность исторических фактов и программа телепередач. Группируйте информацию по времени, излагая события за фиксированный период времени, или при наличии временнойй последовательности (например, пошаговая процедура).

По месторасположению - организация информации по географическому или пространственному признаку. Примером могут служить схемы аварийных выходов и туристические справочники. Организуйте информацию по месторасположению, когда людям важно быстро сориентироваться и найти путь или когда информация явно связана с географией места (например, историческая достопримечательность).

По алфавиту - организация информации в алфавитной последовательности. Примером могут служить словари и энциклопедии. Организуйте информацию в алфавитном порядке, если предполагается навигация по ссылкам, или когда эффективнее нелинейный доступ к конкретным статьям или не подходят другие методы организации информации.

Континуум - организация информации в соответствии с логикой (например, от самых больших до самых маленьких значений, от самых лучших до самых плохих). Примерами могут служить средние очки в беттинге при игре в бейсбол и результаты, выданные поисковиком. Организуйте информацию на основе континуума при сравнении элементов по общему критерию».

Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джил Балтер, Универсальные принципы дизайна, СПб, «Питер», 2012 г., с. 100.