Обстоятельства смерти творческой личности…
Идеи бессмертияРазличные идеи / гипотезы, связанные с бессмертием
X
Обстоятельства смерти творческой личности…
Идеи бессмертияРазличные идеи / гипотезы, связанные с бессмертием
X
Как В.Г. Белинский рассматривал проблему личного бессмертия?
«Материалистическая философия, к которой всё более приобщался он, не оставляла для них места. Человек был для него единственно реальным во всей его сложности и целостности.
«Иначе, - спрашивал Белинский, - зачем бы вам было рыдать в отчаянии над трупом любимого вами существа? - Ведь с ним не умерло то, что было в нем лучшего, благороднейшего, что называли вы в нём духовным и нравственным, - а умерло только грубо материальное, случайное?..»
Белинский В.Г., Взгляд на русскую литературу 1846 года / Собрание сочинений в 9-ти томах, Том 8, М., «Художественная литература», 1982 г., с. 201.
И далее он так образно продолжал развивать эту мысль:
«Но об этом-то случайном и рыдаете вы горько, потому что воспоминание о прекрасных качествах человека не заменит вам человека, как умирающего от голода не насытит воспоминание о роскошном столе, которым он недавно наслаждался». А затем Белинский резюмировал свои размышления следующим образом. «Я, - заключил он эту мысль, - охотно соглашусь с спиритуалистами, что мое сравнение грубо, но зато оно верно, а это для меня главное». Так всё более и более укреплялись его материалистические убеждения.
Разделяя представление о том, что со смертью человека для него лично всё заканчивается и никаких его собственных свойств не остаётся, Белинский вместе с тем не мог не признать свойственную всем материалистам идею бессмертия в иносказательном, аллегорическом смысле - бессмертие человека в его достойных свершениях, в своих потомках и их благодарной памяти.
Такое понимание бессмертия и для него обрело определяющий смысл и ценность. В этой связи Белинский процитировал (правда, не совсем точно) стихотворение Г.Р. Державина «Памятник»:
Так! Весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить.
«Против действительности такого бессмертия, - заключал Белинский, - нечего сказать, хотя оно и не утешит людей близких поэту»
Белинский В.Г., Взгляд на русскую литературу 1846 года / Собрание сочинений в 9-ти томах, Том 8, М., «Художественная литература», 1982 г., с. 201.
Вишев И.В., Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли, М., «Академический проект», 2005 г., с. 240.