Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Историческая дата: 15 апреля 1999 года 19-летний студент из Сиэтла Брэд Фицпатрик зарегистрировал домен LiveJournal.com - это официальный день рождения ЖЖ.
Антон Носик (dolboeb), впрочем, в своём блоге уточняет: «Аккаунт пользователя N 1 в сервисе LiveJournal (bradfitz) создан 3 мая 1999 года в 21:15:22. Аккаунт пользователя N 2 (brad) создан в тот же час, минуту и секунду».
Вообще-то Брэд завёл игрушку для себя - чтобы держать однокурсников в курсе своих планов на день, а также сохранять связь с оставшимися в Орегоне одноклассниками - в первое время, до апреля 2000 года, в ЖЖ даже не было возможности комментировать записи.
В интервью «Ведомостям» от 23 сентября 2009 года Фицпатрик так говорит о заре LiveJournal: «Я делал LiveJournal просто как проект для удовольствия, как свой собственный дневник. Его начали использовать мои друзья, затем - друзья друзей и т.д. А потом я случайно открыл регистрацию для всех остальных».
Уже тогда, на заре существования LiveJournal, его официальным талисманом стал козёл Фрэнк - ему завели ЖЖ (frank) и даже посвятили личную серию комиксов, выходившую в сообществе frankthecomic.
Забегая вперед, скажем, что в кириллическом ЖЖ Фрэнк толком не прижился - скорее всего, из-за специфических ассоциаций со словом «козёл», живущих в подсознании каждого русского человека.
Уже 27 ноября 1999 года ЖЖ пришел в Россию - блог завёл первый русскоязычный пользователь, петербуржец Иван Матвеев (linker), a 30 ноября (все эти дни при желании тоже можно отмечать) появилась первая запись на русском языке. Её сделал at, и выглядела она дословно так: «И даже по-русски можно? Ну вааще».
Но полноценным стартом кириллического ЖЖ (и, в общем, русской блогосферы) можно считать пост тартуского филолога Романа Лейбова (r_l)».
Андрей Подшибякин, По живому. 1999 – 2009: LiveJournal в России, М., «Колибри», 2010 г., с. 6-7.
«Дальше события нарастали как снежный ком, но вкратце история выглядит следующим образом: в январе 2005 года Фицпатрик продаёт LiveJournal компании SixApart; в октябре 2006 года SixApart предоставляет права развития сервисов кириллического сегмента ЖЖ компании СУП; в декабре 2007 года СУП приобретает весь LiveJournal. Примерно тогда же Роман Лейбов (r_l) сделал красноречивое продолжение своей знаменитой записи: «Попробовали по-русски, нечего сказать». Сам Фицпатрик, судя по интервью «Ведомостям», сейчас LiveJournal использует нечасто - как и его друзья, с которых десять лет назад началась популярность ЖЖ. Брэд объясняет это так: «С открытыми протоколами не важно, пользуются ли ваши друзья тем же ресурсом, что и вы, - потому что достаточно иметь один аккаунт в какой-то сети и вы сможете получать обновления и взаимодействовать с другими ресурсами. Если вы используете какой-то сайт, который вам нравится, не важно, какой сайт используют ваши друзья».
Андрей Подшибякин, По живому. 1999 – 2009: LiveJournal в России, М., «Колибри», 2010 г., с. 10.
«ЖЖ-шный инструмент самоутверждения - количество «френдов»: постоянных читателей (подписчиков, в газетно-журнальных терминах) блога. В начале-середине нулевых «тысячники» имели практически сакральный статус, сегодня только в кириллическом ЖЖ таковых больше 2000 человек, и их блеск некоторым образом померк. Тем не менее каждый, кто говорит, что его не волнует число собственных читателей, скорее всего, тоже врёт. Впрочем, относительно недавно стало понятно, что качество аудитории все-таки важнее её количества: люди, поставившие себе целью добиться статуса тысячника и участвующие для этого в «акциях взаимного френдования» и прочих жульнических фокусах, в определённый момент поняли, что их просто никто не читает и, более того, активно презирают, - самым мягким словом для обозначения таких охотников за френдами в ЖЖ стало «говноблоггер». Это на самом деле важная черта, через которую рано или поздно проходят все медиа: высказывание, ориентированное на пусть небольшую, но чётко очерченную группу единомышленников, гораздо ценнее, чем «мусорное» вещание в равнодушную толпу. Точно такая же история с комментариями: сто страниц белого шума («+1», «полностью согласен» или наоборот) менее важны, чем десяток-другой внятных реплик».
Андрей Подшибякин, По живому. 1999 – 2009: LiveJournal в России, М., «Колибри», 2010 г., с. 12.