Неупоминание мозга человека в тексте Библии…

«…не следует полагать, что традиция «неведения о мозге» и полного равнодушия к «загадке» генерации разума, мышления и интеллекта была характерна лишь для египетской цивилизации.

Отнюдь.

В поисках самого простого примера заглянем в книгу, которая почти две тысячи лет весьма категорично очерчивала круг интересов лото.

Я имею в виду Библию.

В тридцати девяти книгах «ветхого завета», в четырёх «евангелиях», «деяниях апостолов», «посланиях» и «откровениях», в полном соответствии со скрупулезно-натуралистическим стилем этих сочинений, многократно упомянуты основные анатомические органы, физиологические субстраты и жидкости. Вот справка по количеству их упоминаний:

Живот, или «чрево», упоминается 105 раз; женские половые органы (лоно) - 19 раз; челюсти - 19 раз; язык - 40 раз; рвотные массы - 5 раз; костный мозг - 2 раза; ноги - 295 раз; кровь - 326 раз; сперма (семя) - 7 раз; руки - 522 раза; моча - 8 раз; печень - 14 раз; сердце - 925 раз; фекалии - 24 раза; спина - 13 раз; глаза - 477 раз; ноздри - 12 раз; гной - 4 раза; зубы - 54 раза; слёзы - 40 раз; груди - 21 раз; шея - 28 раз; колени - 37 раз; желчь - 12 раз; область бёдер (чресла) - 92 раза; почки - 8 раз; рот - 32 раза; уши - 176 раз.

В меньших количествах, но упоминаются: ногти, пот, ляжки, череп, сальник, соски, язык, щёки, слюна, послед, месячные, желудок, полостной жир, пенис (уд, стегно).

Единственный орган, который ни разу ни в каком контексте не упоминается в Библии - это головной мозг. О нём нет речи не только как о генераторе разума и мышления, но даже как о простом анатомическом субстрате. В своеобразной реальности «ветхого» и «нового» заветов - мозга просто не существует.

Открытие Чарльза Дарвина обрушило бога (богов) и отчасти разорвало очерченный Библией круг интересов и приоритетов. Как следствие, зародилась уже настоящая, научная нейрофизиология, которая и не могла возникнуть раньше дарвинизма, так как в ней не было никакой необходимости.

До появления дарвиновской теории «разгадка разума» и не требовалась, так как не существовало «загадки разума»».

Невзоров А.Г., Происхождение личности и интеллекта человека. Опыт обобщения данных классической нейрофизиологии, СПб, «Анатомия и Физиология», 2012 г., с. 24-25.