Эффект «сотворчества» в постиндустриальную культуру по А.А. Генису

«… на свет появится «self art» - «искусство себя». Вместо того, чтобы потреблять чужое искусство, мы станем производить его сами и из себя.

В постиндустриальном искусстве толпа берёт реванш над поэтом, растворяя его личность среди мириадов соавторов.

«Караокэ» - так называется родившаяся в Японии забава, которая позволяет посетителям ресторана петь вместе с рок-звёздами, то есть, вторить с эстрады записям их песен. Этот незатейливый вид самодеятельности уже покорил и американские бары, где «караокэ» стали  популярнее стриптиза.

Современное искусство стремится к сотворчеству. Всеми силами оно пытается втянуть нас в свою орбиту. Компьютеры, предусматривающие «интерактивные» развлечения, грозят выжить самый популярный вид досуга - телевидение. Новые театры, выставки, книги, телепередачи навязывают нам всё более активную роль.

Аудитория теперь должна не сочувствовать, а соучаствовать. Художник, соблазняющий нас тем, что зовёт в соавторы, больше не певец, он - запевала. Его искусство сводится к провокации нашего воображения, к организации не своего, а нашего художественного творчества. Современное искусство перестаёт им быть. Оно уходит в фольклор, возвращая нас к первобытной эстетике, которая не знала разделения на автора и исполнителей. На танцы не смотрят - танцы танцуют.

По пути в постиндустриальную культуру с искусством происходят судьбоносные метаморфозы. Главные из них - это переориентация

- с произведения на процесс;
- с автора на читателя;
- с искусства на ритуал;
- с личности на культуру;
- с вечного на настоящее;
- с шедевра на среду.

Наука и техника помогут совершиться этому перевороту. Ведь прогресс отвечает только на те вопросы, которые ему задаёт культура. Если старая парадигма довела до совершенства искусство обращения с объектом, то парадигма органическая фокусирует своё внимание на искусстве субъекта    на том искусстве, которое будет твориться в нас, нами и из нас».

Генис А.А.,  Вавилонская башня. Искусство настоящего времени / Раз: Культурология, М., «Эксмо»; «Подкова», 2002 г., с.270-271 и 285.