История изучения творческих личностей
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
История изучения творческих личностей
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
В различных интерпретациях современных героев и их героических поступков «…возникают хорошо знакомые мифологические мотивы:
1) особое происхождение героя (родители не как у всех);
2) трудное детство (ещё труднее, чем у нас у всех);
3) рано проявившаяся способность будущего героя преодолевать все лишения (нам всем пример);
4) наличие чьей-то поддержки (первого учителя, дальнего родственника и пр., а мне никто не помогал);
5) герой осознанно, без колебаний (редко - спонтанно) идёт на подвиг;
6) все то, что теперь герой получает от жизни, является заслуженным вознаграждением не только за акт героизма, но и за все жизненные страдания и мучения;
7) не все, но многие, могли бы оказаться на месте героя и, возможно, повели себя бы точно так же.
Тем самым, главным (глубинным) источником инфицирующей («вирусной», самореплицирующей) силы героического мифа оказывается рассмотренная миметическая сюжетная структура.
Изучение соперничающих и/или сближающихся интерпретаций героических повествований показывает воспроизводимость, по крайней мере, эмоциональных сюжетов.
Вместе с тем, учитывая недостаточную тонкость методов разграничения эмоциональных состояний, а также радикальное понижение когнитивной содержательности тестов в результате такого (неизбежно субъективного) перекодирования, не приходится рассчитывать на получение однозначных результатов в скором времени.
Речь идёт о том, что используемые процедуры исследования не предполагают различения оттенков эмоциональных состояний персонажей героического мифа. Чаще фиксируются лишь грубые различия между «позитивными» и «негативными» событиями, а также ментальными событиями с нейтральной эмоциональной составляющей, маркирующимся с позиций каждого из включенных в рассмотрение существенно важных акторов повествования.
В целом же при выявлении сюжетных единиц текста упор делается на эмоционально насыщенное и ориентированное на достижение успеха и межличностного сотрудничества (но, возможно, приводящее и к промежуточным неудачам и межличностному соперничеству) поведение героя. Эмоциональная притягательность (по сути - мотивирующая сила) героического мифа определяется особенностями контекстуального опознания и отношения субъекта восприятия. В зависимости от этих особенностей и характера эмоционального отклика он попадает в одно из четырех субпространств влияния драматических обстоятельств.
1. Поиск личностного самоопределения (путем самоутверждающей ориентации через удовольствие, восторг, радость, смех, удивление).
2. Личностные изменения в результате корректирующего действия социального контекста (через триумф или, напротив, осмеяние и презрение).
3. Личностное самоопределение в результате переживания состояний ужаса и страха.
4. Изменения личности под действием ярких переживаемых состояний озабоченности, жалости, горя и пр.
Неоднозначность героического мифа с точки зрения моральных норм, этническая, религиозная и политическая принадлежность субъекта восприятия, характер социально-экономической ситуации и множество Других характеристик определяют особенности контекстуального опознания и отношения субъекта восприятия к тому или иному герою».
Суравнева И.М., Фёдоров В.В., Феномен героизма, М., Издательство ЛКИ, 2008 г., с. 54-55.