Элементы системы должны помогать друг другу, а не мешать…
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
X
Элементы системы должны помогать друг другу, а не мешать…
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
X
«В век научно-технического прогресса Гене требовался трюк механический. Две недели студент доказывал педагогу, что, если он выйдет с привинченным к лацкану пиджака сердцем, потом со словами: «Швырнул впопыхах» оторвёт его и бросит к балкону, а сердце, имеющее пружинку, описав круг, вернётся на прежнее место, и он в заключение произнесёт: «Ах!» - получится очень эффектно.
Его убеждали, что оно бы и хорошо, если сработает исправно, но опыт показывает, что подобные кунштюки часто дают срывы. Ничего не помогало. У него, Гены, есть знающий человек, он обещал поставить часовую пружину за восемь рублей. Если экономный Хазанов не щадил кровных средств, то педагогу ничего не оставалось, как предоставить упрямцу выпить свою горькую чашу. От беготни к специалисту, изготовляющему механизм, глаза у Хазанова на репетициях - ошалелые. Варварски просверливается дыра на чужом, взятом для выступления пиджаке, он с азартом объясняет, как туда что-то будет привинчено и куда-то продёрнуто и на что-то что-то накручено... Рассказывает и рассказывает, и всё - без понимания дела. Наконец, появляется желанный реквизит: на пиджаке - сердце, чуть не в ладонь величиной, сам пиджак вспучился.
- Что туда подложено?
- Механизм... от часов.
- Башенных?
- Ничего что большой: большая пружина лучше стрельнет. Репетирует. В нужный момент ничего не полетело.
- Ах, надо проверить такую-то шестерёнку, или зубчики, или буравчики, - посыпались слесарно-токарные термины, пришедшие явно наскоком на ум: не знал Хазанов никаких шестерёнок и не понимал в зубчиках.
На последней репетиции сердце отлетело, не то чтобы резво, но все же подпрыгнуло на некоторую высоту и неохотно, как-то спотыкаясь, криво уткнулось в пиджак.
- Ну вот! Отлетело же! А вечером спец подтянет, - снова каскад непонятных слов, - и завтра - эффект! Я деньги уже отдал.
- Напрасно.
На просмотре Хазанов преодолевал неудобства: он оказался кособок: механизм, похожий на навесной замок амбара, перетягивал пиджак на левую сторону. Исполнитель незаметно, как ему казалось, поводил плечами, стараясь восстановить равновесие, но безуспешно. Наконец он бросил эти попытки и хоть перекошенный, но играл довольно живо и, для данных обстоятельств, непринужденно.
«...Я б швырнул впопыхах...».
Дёрг за сердце - сидит как вросшее, ещё рывок - заело, третий - впустую. Рассвирепев, Хазанов вырывает сердце вместе с каким-то шпеньком, оно не летит, а зацепившись, повисает на брюках, в это время из-под пиджака брякает на пол восьмирублевый механизм. Из посиневших уст исполнителя вырывается сиплое «Ах!». Публика в недоумении…»
Слонова Н.И., Геннадий Хазанов, М., «Искусство», 1988 г., с. 55-56.