Балет
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Поиск новых приемов / эвристикСознательный поиск новых приёмов / эвристик
X
Балет
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Поиск новых приемов / эвристикСознательный поиск новых приёмов / эвристик
X
Желание танцевать и цепь случайностей позволили В.А. Шубарину освоить к 50-м годам XX века элементы различных танцев, а позже создать свой танцевальный стиль:
В раннем детстве, в условиях дальнего военного гарнизона:
«Танцевать начал сразу. Ходить научился позже. Отец, кадровый военный, очень любящий эстрадную музыку, заводит пластинку. Я хватаюсь ручонками за его пальцы и, как рассказывала мама, ловко сучу ножонками под популярную «Кукарачу». Отец отпускает мои ручонки, и, пока играет музыка, я продолжаю свою «импровизацию»; музыка кончается, и я падаю за решётку своей кроватки. Так что современные ритмы я осваивал с пелёнок примерно по той же системе, по какой сейчас учат младенцев плавать - бултых и... «Кукарача»! Ходить начал раньше всех ровесников, на что соседи сказали: - Этот далеко пойдёт...».
Несколько лет позже:
«Несколько командирских семей поселились в бараке с большим квадратным коридором, по которому я гонял свои заводные игрушки: мотоциклиста с коляской, бронетранспортер с прицепленной пушкой и ещё что-то заводное. Видимо, отец мой, Александр Сергеевич, воспитывал во мне любовь к технике - у других детей игрушки были другие, незаводные, больше музыкальные. Семьи жили дружно, слушали пластинки Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова и меня. «Живьём». Я пел «Утомлённое солнце» и танцевал то кукарачу, то «Рио-Риту». В то время я почти не видел никаких танцев и, естественно, ни у кого не учился, и то, что я вытворял под «Кукарачу», вызывало общий хохот. Но и интерес! Меня просили ещё и ещё, потому что я всякий раз танцевал по-новому, мало повторяясь. В детских садах Душанбе и Омска нас водили в хороводах типа «Каравай-каравай», я же вытворял что-то совершенно противоположное, противоестественное. (Много лет спустя я увидел нечто похожее в танце негра, если это можно назвать танцем, в группе «Бони М».) Не знаю что, но точно знал, что должен удивлять всех своими придумками, при этом не кривляться и не прыгать, хлопая в ладошки, как это делали другие дети.
В годы войны:
«Как выяснилось, это эвакуированные из европейских районов страны профессионалы, которые либо числились на какой-то работе в тресте «Сталинскпромстрой», либо действительно работали; но в клубе они репетировали почти каждый день. «Кожаным языком», как тогда называли скет, я пытался петь под всё, что они играли. Это были мелодии из популярных трофейных фильмов и неизвестные мне в то время джазовые пьесы. Слова не нужны, достаточно «стап-тап-тубуду-бап», ежедневных повторов, сумасшедшей увлеченности и... - Да вы послушайте! Он же свингует! - сказал однажды ударник, у которого я, конечно же, учился игре на барабанах. Куда я попал?!
Джаз-банд и классическое пение, народные и классические танцы, драматические монологи, скетчи и спектакли - всё это окружило меня, восхитило и взяло в плен. Бывшие танцовщики Бакинской оперетты Биншток и Киреева учили меня эстрадным танцам, и в моём репертуаре появился кекуок ковбойский и из моей кукарачи - латиноамериканский танец. Водитель грузовика-полуторки, профессиональный танцор Степан Горлов, прекрасно танцевавший «Чардаш» Монти № 5, учил меня не только школьному «характерному» танцу, но и основам пируэтов и туров». Сознательная тренировка: «Движения «схватываю» быстро - они несложны. Хлопушки после моей цыганочки тем более, а дробушки после степа вообще «детский лепет». В перерыве - работа над техникой: прыжки, верчения, сложные присядки. И тут я был удивлён - я впервые увидел шестнадцать двойных туров, которые продемонстрировал Вячеслав Тарасов. Оттолкнуться от пола и повернуться в воздухе вокруг своей оси два раза - это двойной тур, а, приземляясь, оттолкнуться и сделать это еще раз - это дубль - двойные туры. Тарасов сделал шестнадцать! Если я раньше делал два повтора и думал, что этого достаточно, то на первой же репетиции я сделал четыре. В драмтеатре Сталинска я попал на вечер балета. Асаф Мессерер, солист Большого театра, в балете «Дон Кихот» делал двойные туры влево-вправо поочередно.
Туры подряд я тогда увидел впервые, а через несколько дней попал на концерт Краснознамённого ансамбля Советской Армии, где двойные туры исполнял Яков Волгин. Крутя их, он выпрыгивал высоко.
Когда я стал использовать свой прыжок, начал ежедневно прибавлять по 2-3 двойных. К концу первого месяца я сделал двадцать девять туров!».
Начало работы в ансамбле в Москве:
«Весь первый год работы в хоре я танцевал в «массе» - так назывался кордебалет танцевальной группы хора. Но «работа над собой» по выходным, закрывшись в Малом зале на пятом этаже Зала имени Чайковского, всё ближе подводила меня, да и окружающих, к мысли о том, что «солист» почти готов к аплодисментам и зарплате».
Шубарин В.А., Танцы с барьерами, М., «Аст-Пресс Книга», 2006 г., с. 9, 14, 21, 31 и 34.