Типовые (типичные, воспроизводящиеся) ошибки…
Единичный приёмСтратегия создания инноваций / изобретений за счёт использования отдельных приёмов / эвристик…
X
Типовые (типичные, воспроизводящиеся) ошибки…
Единичный приёмСтратегия создания инноваций / изобретений за счёт использования отдельных приёмов / эвристик…
X
«Как избавиться от слов-паразитов? Значительно проще, чем вам кажется.
Произнесёте слова вот, ну, значит - и обязательно три раза прокукарекайте. Кукареканье - это ваш штраф самому себе. Не нравится кукарекать - пожалуйста, мяукайте, не нравится мяукать - можете лаять...
Предвижу возражения: «Да как же так, я буду разговаривать, произнесу слово значит, не к месту - и кукарекать?! Так меня за психически больного примут». Не примут. Вы можете предупредить, что занимаетесь в нашей школе и выполняете задание Владимира Владимировича Шахиджаняна. (Как же я хочу, чтобы вы запомнили мои имя и отчество, фамилию, а то так искажают некоторые - на самом деле многие, но я избрал для себя необидную форму некоторые, - что порой думал, будто и не мне письма были написаны.)
Есть и другой выход из положения: если кукареканье вас смущает, сначала кукарекайте только среди своих. Помните, я говорил о полигоне для занятий? Попросите знакомых, друзей, коллег, к кому вам удобно обратиться и кто вас правильно поймёт, как только вы произнесёте сорное слово, остановить вас и тут же попросить прокукарекать. Когда провожу занятия в университете на факультете журналистики, мои студенты сначала сопротивляются и не хотят выполнять это условие, но потом, воспринимая мои требования как игру, с удовольствием в неё включаются - и если на первом занятии без конца говорят значит, вот, так сказать, сами понимаете, то через две-три недели почти не произносят подобных слов-паразитов.
Был у меня и забавный случай. Провожу занятие. Стук в дверь. Входит декан факультета с гостями из другого университета. Декан жестом показывает: мол, не обращайте внимания, я же предупреждал, что зайду с делегацией, занимайтесь. Тут встаёт студент и начинает отвечать на вопрос, который я задал до появления декана. - Ну, - начал студент - и как закукарекает! Гости удивлённо посмотрели на меня и студента. Декан улыбнулся. А я рассказал о занятии. Все всё быстро поняли.
Смысл упражнения по искоренению лишних слов (какой канцелярский оборот, замените его на лучший) - значительно шире, чем просто избавление от них. Пожалуйста, прочтите этот и следующий абзацы три раза подряд, прочтите не торопясь, стараясь вникнуть в то, что я хочу вам внушить.
(Вместо слова внушить иной учитель скажет: втемяшить, вдолбить, вбить, вселить в ваши головы, заронить - какое слово точнее?) Как только вы станете себя контролировать (а большинство говорящих не умеют себя контролировать, не слышат собственную речь) - тут же постараетесь точнее подбирать слова; прежде чем что-то сказать, вы подумаете, сначала слово промелькнёт в голове, а только потом окажется на языке. Вы наконец услышите себя, вы автоматически займётесь отбором слов и сможете произносить фразы, используя принцип: сначала подумай, а потом скажи. Как просто звучит - как трудно выполнить!
Верно? Вы согласны со мной? (Время от времени, с кем бы вы ни говорили, перед какой бы аудиторией ни выступали, обязательно обращайтесь к слушающим, спрашивая, всё ли понятно, не нужно ли что-то уточнить, добавить, разъяснить.) Стоит только начать кукарекать или мяукать, лаять или чирикать - и вы многого добьётесь.
Сколько времени потребуется на это задание? Всё зависит от вашей внимательности, серьёзности, веры в собственные силы и доверия ко мне как к преподавателю. Ну (гав-гав), пожалуйста, значит (мяу-мяу), попробуйте, и тогда, вот (чик-чирик), вас будут лучше воспринимать окружающие.
Для тех, кто по разным причинам не сможет кукарекать, можно назначить штраф в виде жеста: сказали слово-паразит - щёлкните пальцем, топните ногой, снимите и наденьте (если носите) очки».
Шахиджанян В.В., Учимся говорить публично, М., «Вагриус», 2006 г., с.36-39.