Это самостоятельная форма буддизма, практикуемая в Тибете, которая в основных чертах сложилась к XIV веку.
Десятью «чёрными грехами» в тибетском буддизме называют: убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу и «ложные воззрения».
«Если говорить о тибетском буддизме, то самое главное в нём - стремление достичь Просветления ради счастья всех живых существ.
Буддизм учит, что на первом месте всегда стоят другие, кто важнее, чем мы сами. Развитие других существ важнее, чем собственное развитие. Буддизм говорит, что когда от всего сердца заботитесь о других, сами получаете пользу - это происходит автоматически. Вы думаете о других, но в результате счастливым становится ваше сердце.
Человек, следующий тибетскому буддизму, избегает десяти неблагих деяний, являющихся общими для разных религий - не убий, не укради, не обманывай, не оскорбляй, не завидуй и так далее. Конечно, эгоизм и буддизм несовместимы.
Если буддист идёт ещё дальше, то он должен постичь, что эго не существует вообще. Тибетский буддизм учит, что наше «я», которое мы склонны воспринимать как независимое, обособленное и реально существующее - не более чем иллюзия. В действительности такого «я» нет, и потому эгоизм - это самообман.
Буддизм говорит, что именно эгоизм, то есть желание принести пользу самому себе, лежит в корне нашего страдания. Цель буддизма - искоренить страдание. Для того чтобы это сделать, нужно устранить причины страдания, и их, собственно, две: первая - это цепляние за своё «я», то есть восприятие его как независимое, обособленное и реально существующее; вторая - желание приносить пользу только себе самому, то есть возвеличивание этого несуществующего «я».
Если мы хотим устранить причины страданий, нам необходимо «применить противоядия». Мудрость, чтобы взрастить правильное представление о своём «я» и перестать его возвеличивать. Если взять простых людей, надо признать, что все они очень эгоистичны - «я» для них на первом месте. Из-за того, что мы так сконцентрированы на себе, формируются два полюса. На одном стоят люди, кого мы любим и уважаем, испытывая очень сильную привязанность. На другом же - те, кого мы не любим и кто вызывает наш гнев. В силу сосредоточения на этих чувствах, мы и совершаем неблагие дела, от последствий которых страдаем. Убиваем тех, кто доставляет нам неудовольствие, крадем, если излишне привязаны к деньгам и имуществу... Если бы все думали о других, старались совершать благие поступки и воздерживаться от неблагих, тогда мир был бы гармоничным и спокойным.
- Тогда, наверное, стало бы скучно жить, ведь не с чем было бы бороться?
- Всегда есть наш внутренний враг - гнев, попробуйте бороться с ним. Он очень активен, постоянно проявляется в потоке ума, никогда не оставляет нас в покое. Победить его крайне трудно. Вы должны все время быть активным, но одновременно воздерживаться от причинения вреда. Для того, чтобы понять то, о чем я говорю, надо много учиться, читать философские тексты, размышлять. Одной жизни не хватит, чтобы постичь хотя бы одну из традиций буддизма. А традиций, методов много - есть чем заняться в этой жизни».
Дуленин О., Лама Церинг Дондуп: Самое драгоценное – родиться человеком (интервью), журнал «Персона», 2005 г., N 3-4, c. 12 и 14.