«Следует иметь в виду, что существует четыре диалектических или логических приёма; разделительный - который разделяет род на виды через промежуточные разности; определительный - который, исходя из рода и разностей, выделенных разделительным приёмом, определяет подлежащий предмет; аналитический - разлагающий более сложный предмет на простейшие составные части, т.е. тело - на соки, соки - на плоды, плоды - на четыре стихии, стихии - на материю и форму; доказательный - который доказывает выставленное положение через посредство среднего термина.
Например, мне нужно доказать, что душа бессмертна. Я беру какой-нибудь средний термин, например находящееся в постоянном движении, и строю такой силлогизм: душа находится в непрерывном движении; то, что находится в непрерывном движении, бессмертно; следовательно, душа бессмертна.
Следует иметь в виду, что силлогизмы составляют часть доказательства. Следует заметить, что анализ бывает трёх видов. Есть анализ физический, наподобие того, о котором говорилось выше.
Есть анализ логический, когда мы расчленяем данный силлогизм, подводя его под соответствующую фигуру.
Есть анализ математический, когда мы, приняв искомое за известное, доходим до чего-либо несомненного, заключая отсюда к истине подлежащего доказательству положения.
Пусть искомым будет у нас положение: бессмертна ли душа? Я принимаю это искомое за известное и говорю: если душа бессмертна, то существует воздаяние за дурные и добрые дела. А если существует воздаяние, то есть судимый и судящий. Если же есть судимый и судящий, то есть Промыслитель и промышление. Отсюда, наконец, соединяя всё вместе, говорю: так как есть промышление и Судья, то есть и воздаяние; а так как есть воздаяние, то есть и судимый. Если же есть судимый, то необходимо, чтобы душа была бессмертной».
Цитируется по изданию: Иоанн Дамаскин. «Глава LXVIII. О четырёх диалектических приёмах / Диалектика, или Философские главы, М., «Екклесия-пресс», 1999 г.