Преодоление неприятностей и творчество

Характерная ошибка в изучении и обсуждении творческих личностей – игнорирование  тех фактов, что у них:

- тоже бывают проблемы;

- и часто этих проблем больше, чем у нетворческих личностей, поскольку небанальные результаты неизбежно задевают интересы множества несовершенных людей…

Но творческая личность, в отличие от нетворческой,  умеет – так или иначе – преодолевать эти проблемы…

ПРИМЕР. Будучи от рождения левшой, как и его отец, И.П. Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом»…

ПРИМЕР. Как-то один молодой учёный позавидовал работоспособности А.А. Любищева, объясняя это его благополучной размеренной жизнью… «На что верный своей манере Любищев, отвечая ему, составил таблицу пережитых неприятностей:

«В возрасте 5 лет упал со столба и сломал руку:
в возрасте восьми лет отдавил плитой ногу;
в возрасте 14 лет, препарируя насекомых, порезался, началось заражение крови;
в 20 лет - тяжёлый аппендицит;
в 1918 году - туберкулёз лёгких;
1920 год - крупозная пневмония;
1922 - сыпняк;
1925 - сильнейшая неврастения;
1930 - чуть не арестован в связи с кондратьевщиной; 1937 - кризис в Ленинграде, ликвидация Института растениеводства;
1939 - после неудачного прыжка в бассейне - мастоидит;
1946 - авиационная катастрофа; 
1948 - проработка после сессии ВАСХНИЛа; 
1964 - тяжёлое падение затылком о лёд; 
1970 - сломал шейку бедра».


Гаев Г., Гении в частной жизни, М., «Крон-пресс», 1999 г., с. 24-25.


Умение держать удар