«Выдающийся йогин XX века, ученик Вивекананды по имени Шивананда так описывает свой опыт переживания симптомов пробуждения кундалини:
1) появление видений, ощущение божественных вкусов, запахов и звуков;
2) сильное биение и трепет в муладхаре (нижней чакре), вздыбливание волос, непроизвольное выполнение некоторых приемов йоги;
3) непроизвольные задержки дыхания, не сопровождающиеся ощущением удушья, ощущение потоков энергии, поднимающихся к голове по позвоночнику, непроизвольное повторение мантр, прекращение мыслей о мире, чувство блаженства;
4) фиксация взгляда на межбровье, ощущение вибраций праны в разных частях тела, вздрагивания и подергивания как от удара током;
5) исчезновение чувства собственного тела, смежение век, чувство огненных потоков, бегущих вверх и вниз по нади;
6) вдохновение и проникновение (инсайт) в сокровенные мысли во время созерцания, исчезновение сомнений;
7) лёгкость тела (тело как воздух), уравновешенность психических процессов, стабильность сознания, чувство энергетической насыщенности;
8) чувство божественного опьянения, дар красноречия и убеждения;
9) спонтанное и лёгкое выполнение йогических поз;
10) непроизвольное распевание или сочинение величественных религиозных гимнов и стихов.
На этом свидетельстве Свами Шивананды мы и закончим рассмотрение индуистской тантрической йоги».
Торчинов Е.А., Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб, «Азбука-классика; «Петербургское Востоковедение», 2007 г., с. 301-302.