Эволюция системы управления в биологических системах по Г.И. Гуревичу [продолжение]

Начало »

 

И вот на уровне рыб возникла четвёртая система:

4. Условнорефлекторная. Жёсткие наследственные безусловные рефлексы были дополнены условными, приобретёнными на основе жизненного опыта.

Явно чувствуется аналогия с предыдущими этапами: первый, генетический - программа развития, второй, гуморальный - развитие условное в зависимости от внешнего мира; третий этап - программа поведения, а в четвёртом - поведение условное, программа, исправленная в зависимости от внешнего мира. Казалось бы, поправки - небольшие добавления. Но поправки эти потребовали создания специального сложнейшего органа, который называется «мозг». Ибо ради поправок необходимы были:

а. Образное видение - первая сигнальная система по Павлову. Домозговые животные, как автоматы, отвечали запрограммированными действиями на простые сигналы: бабочки летят на огонь, обязательно летят; пауки обматывают паутиной всё дрожащее - не только муху, но и ножку камертона, муравьи разрывают муравья с незнакомым запахом, даже и своего, если он опрыскан духами. В мозгу же во избежание подобных ошибок всякие сигналы - световые, звуковые, тактильные, ароматные - складываются в обобщённый образ «сё - лев» или же «сё - собака».

б. Память о прежних событиях жизни.

в. Критерии оценки: от вредного - боль, от полезного - удовольствие. До того критерием оценки была смерть. Домозговые существа, подобно сапёрам, ошибались только один раз в жизни.

г. Память о прежней боли и удовольствиях.

В результате у животного появился свой собственный опыт. Оно стало не только представителем вида, но и личностью, неповторимым индивидуумом.

Однако и эта великолепная, насыщенная личными эмоциями система имеет, оказывается, свои недостатки. Она сиюминутна. Голодно и больно сейчас, будущее ощущениями не обслуживается. Вообще опыт обращён в прошлое. Незнакомого животные боятся. Это позволяет человеку так легко обманывать их, так часто спасает от озадаченного зверя. Но самое главное - личный опыт индивидуален и эгоистичен. Он не передаётся потомкам и не передаётся сообществу, а для совместных действий такая передача необходима. В результате понадобилась пятая система, она и сложилась у человека:

5. Сознание. Разум. Сложилась вторая сигнальная система - словесная. В ней образы обозначены звуковыми сигналами - словами. Слова же можно передать и воспринять, объяснить словами обстановку, сообщить намерения. С помощью слов согласуются коллективные действия и передается опыт. Будущее и здесь не ощущается, но зато осмысливается. К критерию  «приятно - больно» прибавляется новый: понимаю, что «полезно - вредно», «надо - не надо». Сознанию были переданы значительные участки мозга, прежде всего кора. Мозг человека в 3-4 раза больше, чем у обезьян. Не для физиологии же потребовалась такая прибавка! Есть ли недостатки у совершенной и удивительной пятой системы? Есть, конечно. Главный - разрыв между чувствами и рассудком. Разум был создан для коллективных действий, для общественного труда, но болезни общества личность не воспринимает как боль. Разум был создан для передачи опыта, и чужой опыт понимается разумом, но не ощущается, поэтому прежде  всего  вызывает сомнение!)

Может быть, это и не так скверно, избавляет от бездумной безвольной покорности, стимулирует проверку. Но нельзя же проверять все истины, каждую строчку учебника. Где тут золотая середина?

Кончается ли на пятой системе развитие? Пожалуй, можно считать шестой ступенью общественное сознание. Общество не просто сумма личностей - миллион или миллиард. У общества есть общественные ноги (транспорт), общественный разум с общественной памятью (книги, архивы), общественные симпатии, вкусы и т.д.» 

Гуревич Г.И., Лоция будущих открытий: Книга обо всём, М., «Наука», 1989 г., с. 76-78.

 

Окончание и Таблица биокибернетики по Г.И. Гуревичу »