Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
Интерполяция и экстраполяцияМетоды интерполяции и экстраполяции
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
Интерполяция и экстраполяцияМетоды интерполяции и экстраполяции
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Открытиеведение. Человечеству требуются открытия, - сказано на первой странице в первой строчке. Лоция будущих открытий - названа книга.
Применяющаяся методика изложена тут же во введении: расстановка по оси, выявление горизонтов и белых пятен, обзор закономерностей - гипотезы на основе экстраполяции этих закономерностей.
Где ждут нас открытия? В белых пятнах, лакунах, пропущенных почему-либо наукой, а в основном - за горизонтом сегодняшних знаний. Для будущих открывателей очень полезен был бы Атлас горизонтов, наподобие географического, с яркими красочными картами изведанного и белыми пространствами терра инкогнита. Книга эта и была задумана как атлас горизонтов с комментарием к нему. Я даже хотел, чтобы вся логика её была понятна при последовательном рассматривании карт. Но по техническим причинам, как это принято говорить, атлас не получился. Далеко не все карты я составил, далеко не все вошли в книгу, превратившись в таблицы и иллюстрации.
Американский писатель А. Азимов выпустил в своё время научно-популярную книгу под названием Вид с высоты. В предисловии там сказано: До 1800 года наука напоминала возделанный сад, прекрасно распланированный и ухоженный. По нему можно было прогуляться из конца в конец и рассмотреть его во всех подробностях...
Но затем (далее я пересказываю, чтобы не загромождать текст слишком длинной цитатой)... затем сад так вырос, что рассмотреть его было уже невозможно. Садоводы (учёные) возились каждый на своей клумбе, на соседние даже не посматривали. Чтобы увидеть всё разом, надо было бы подняться над садом на воздушном шаре, бросить на него взгляд с высоты.
Это я изобразил бы на обложке того будущего Атласа: воздушный шар над ухоженным парком, а на горизонте со всех сторон непролазная чащоба - неведомое. Парк тот пересекали бы у меня просеки - многократно упоминавшиеся оси: оси пространственные, временные, энергетические, количественные и качественные. По таблицам, которые есть в книге, можно представить себе длину тех осей.
Интересно, что они более-менее одинаковы: 20-30 ступеней. Правда, ступень - не очень простое понятие. Среди осей есть трёхмерные (объём, масса, энергия), линейные (размер, время) и промежуточные, пропорциональные корню квадратному из трёхмерных (скорость, например). Но когда приводишь их в справедливое соответствие, получаются те самые два-три десятка ступеней. От нас до горизонта.
Думаю, что атласы горизонтов со временем будут так же привычны и так же необходимы, как географически Правда, в отличие от географических их придётся подновлять постоянно, как книгу рекордов Гиннеса. Тем интереснее.
Неживая природа с её чёткими количественными характеристиками легко поддаётся картированию. Не количественные, но качественные горизонты есть, однако и во всех областях знания. Там чаще всего неведомо происхождение, причины и обязательно будущее, а также и последствия, само собой разумеется. Очень часто неведомо строение внизу, а наверху - то целое, часть которого мы наблюдаем. Так с любым объектом в любой науке. Природа бесконечна во многих направлениях, всё мы не будем знать никогда. Мне кажется, что это замечательно. Так скучно было бы упереться в стенку.
Какие ожидаются открытия? Гипотезы можно выстроить на основании закономерностей, найденных на осях, пересекающих изведанное. Предполагается, что продолжение осей можно прогнозировать, экстраполируя найденные закономерности и проверяя их по аналогии с другими осями. В белых пятнах прогнозы делают на основе интерполяции.
Как делаются открытия? Не только в новых областях, в белых пятнах и за горизонтом, но и новыми инструментами, но и новыми методами, а также и с применением непривычных методов, например, математики в биологии или логики в точных науках. Делаются и в старых местах, если возникает новый подход, новая задача: допустим, необходимо найти радиоактивные руды, в которых не нуждались раньше.
Кем делаются открытия? Иногда неуёмными энтузиастами, посмевшими влезть в чужие сферы (невеждами, которые не ведают, что в данной области ничего не найдёшь). Чаще, как правило, людьми, вооружёнными новейшими орудиями науки - наилучшими телескопами, микроскопами, а также новейшими методами, ну и, конечно, умеющими их использовать, умеющими стрелять из дальнобойных орудий науки и посмевшими стрелять по стоящим целям.
Отсюда вывод: если народу нужны открытия, необходимо поощрять неуёмных энтузиастов, смеющих влезать в чужие области. Вооружать науку новыми методами и новыми орудиями исследования и засылать научное воинство в новые области, ставя глобальные задачи. Подчеркиваю и повторяю: ставя глобальные задачи. Повторяю ставя!, ибо сами специалисты склонны исходить из достигнутого - очень точное найдено выражение, имеющее отношение и к науке. Но народу - потребителю - нужно не достигнутое, не то, что можно плюс полпроцента добавки, нужно всё-всё необходимое, полностью, в том числе и то, что кажется недостижимым сегодня.
Науке нужно поручать, просто поручать делать открытия, посылать её в океан неведомого, словно Колумба, давая самую лучшую каравеллу, нужно требовать, чтобы наука осмелилась.
Краткий вывод из сказанного: для поиска открытий важны новые области, новые инструменты, новые методы, новые подходы и новые задачи.
Гуревич Г.И., Лоция будущих открытий: Книга обо всём, М., Наука, 1989 г., с.141-143.