Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
«А что на очереди после таланта? Гениальность? […] Но что такое гениальность? Гений - это звание посмертное, как бы присвоенное задним числом за особые заслуги. Гений - талант, совершивший нечто чрезвычайное, из ряда вон выходящее, но уже совершивший. Гений - победивший талант, признанный. Отличается ли он качественно? Если да, то чем? Может быть, он перебрался на иной этаж биокибернетики? А что там может быть на том этаже?
Я пробовал рассуждать так: по Павлову, существуют две сигнальные системы: первая образная, вторая - словесная. На самом деле надо бы назвать ещё и нулевую: животные, не доросшие до образов, получают из внешнего мира только раздражения, действуют на основе раздражений. Итак, нулевая система - раздражения, простые сигналы; первая система - раздражения складываются в образ; вторая система - снова упрощение, обобщённые образы называются словом, звуковым знаком. Знаками этими, отвлекаясь от образа, не думая о нём (а некоторые слова и не имеют образного содержания), мозг оперирует как фишками, как шахматными фигурами. И что же на очереди? Не единая ли картина, некий образ, составленный из слов, на основе слов? Ссылка на шахматы не случайна.
Крупные шахматисты размышляют не об отдельных фигурах, а о позиции на доске, не о знаках, а об общей картине. Может быть, именно эта обобщенная картина, некая ситуация и проявляется в интуиции. Впрочем, знаки и образы - ещё не всё. Это только исходный материал для рассуждения. Количество исходного материала тоже важно. Средний человек запоминает за один раз семь знаков.
Может быть, гении запоминают семьдесят семь? Или семь ситуаций? Средний человек (в частности, и я) видит одну причину. Сколько причин увидит сверхталант? Сколько связей, сколько подобий, сколько ассоциаций? Не увидит ли он всё корни прошлого и всю крону будущего в вариантах? Средний человек склонен к формальной логике и решения выносит по принципу «да» или «нет».
Может быть, сверхталант будет сразу мыслить диалектически, видеть борьбу противоречий и переход в свою противоположность и отрицание отрицания? И закономерности подобной книги, которые я вынашивал тридцать лет, он увидел бы сразу. Тема «Таланты по требованию» опубликована впервые в журнале «Техника - молодёжи» (1981 г., N 11).
Гуревич Г.И., Лоция будущих открытий: Книга обо всём, М., «Наука», 1989 г., с. 94-95.