«Ох, эти поездки! Не было более несчастного, более развращённого морально коллектива, чем коллектив артистов любого театра перед очередными заграничными гастролями! Люди, склонные к подлости, начинали писать доносы в дирекцию театра, в обком и КГБ, утверждая, что точно знают о желании такого-то остаться за границей.
Цель - доказать свои верноподданнические чувства и сделать гадость другому танцовщику (чаще - премьеру) или художественному руководителю.
Те, кого за границу не взяли, считали себя оскорблёнными ещё и потому, что их как бы поставили в ранг людей второго сорта. Начальство прекрасно знало силу этой приманки - заграничной поездки - и ловко использовало её в нужный момент. Так, в 1972 году, когда Валерий Панов и его жена Галина Рагозина подали заявление на выезд в Израиль, балетную труппу собрали, чтобы артисты осудили Пановых за «измену родине». Время рассчитали точно: труппа собиралась на гастроли в Испанию.
Кто не хочет увидеть Мадрид? Кому-то видится Босх, а кому-то - импортные туфельки, кто-то хочет улучшить свой быт, а кто-то просто мечтает вырваться из-за решётки и посмотреть на мир. Но у всех были причины бояться: если не выступишь против Панова, то тебя не возьмут в поездку. И выступали. Выступали даже те, которые занимали в театре настолько прочное положение, что могли бы и промолчать. Впрочем, нашлись и мужественные люди. Барышников просто демонстративно не пришёл на собрание.
Другой премьер, Юрий Соловьёв, отказался выступать, а балерина Валентина Ганибалова послушала, что говорят, и сказала: «Ну, вы тут поговорите, а я пойду работать, у меня скоро спектакль». И ушла. Не помню, поехала ли она в ту поездку, но Барышников поехал. Но даже если бы он не поехал в Испанию, то вряд ли раскаивался бы в своём поступке: ничто не могло заставить его забыть о своём человеческом достоинстве».
Аловерт Н.Н., Михаил Барышников: Я выбрал свою судьбу, М., «Аст-Пресс книга», 2005 г., с. 76-77.