Шахматная школа для детей М.М. Ботвинника

«Долгие годы мы занимались по разработанной Никитиным системе дебютной подготовки. А тогда, в августе 1973-го, он организовал мне приглашение на сессию школы Ботвинника.

В числе других ребят я был вызван в Москву на собеседование с Михаилом Моисеевичем. В течение двух часов каждый из нас находился один на один со знаменитым чемпионом: показывал ему свои партии, отвечал на вопросы, анализировал предложенные позиции.

Я выдержал строгий экзамен и был зачислен в школу. Попасть под начало Ботвинника было несомненной удачей. Школа открылась при спортивном обществе «Труд» ещё в 1963 году, но просуществовала тогда недолго - всего полтора года (среди её первых учеников был и Карпов). Занятия возобновились в 1969 году, и где-то с середины 70-х питомцы Ботвинника начали добиваться заметных успехов.

Три раза в год - в феврале, мае и августе - сентябре - двадцать юношей и девушек из разных городов страны съезжались на сессии. Зимняя и весенняя сессии проводились под Москвой, осенняя - в пионерском лагере «Орлёнок» на берегу Чёрного моря. «Занятия я провожу по системе, проверенной ещё до войны в Ленинградском дворце пионеров, - рассказывал Ботвинник в своей книге «К достижению цели» (Москва, 1978). -  Занимаемся мы вместе, но рассматриваем при этом игру одного слушателя... Именно таким образом можно познать душу юного шахматиста, изучить как его достоинства, так и недостатки». Более подробно о том, как проходили занятия, Ботвинник поведал в книге «От шахматиста - к машине» (Москва, 1979): «Стандартный отчёт слушателя о своей работе между сессиями состоял из сообщения об успехах в учёбе, занятиях спортом, участии в соревнованиях и выполнении собственно задания. Наконец, слушатель демонстрирует четыре партии из числа сыгранных между сессиями. Тогда сообща ставится предварительный диагноз о шахматном здоровье юного шахматиста... Но курс лечения ещё не назначается - надо ждать окончания тренировочных партий, которые проводятся в период занятий, - они имеют большое значение: тут уже партии не подберешь... и цейтноты не скроешь! И эти партии анализируются всем миром. Теперь диагноз оформляется и лечение назначается - выдается задание.

Приезжали слушатели со своими местными тренерами, которые действовали в контакте с руководителем школы, а кто из учеников поменьше - то с мамами или папами...» Не менее важным, чем сами шахматные занятия, было то, что Ботвинник обучал нас различным премудростям подготовки к соревнованиям. В этой области он достиг высочайшего профессионализма, и значение его уроков трудно переоценить. Мудрость Ботвинника заключалась в том, что он никогда не подавлял нас своим авторитетом, не навязывал ученикам свой стиль - наоборот, всячески помогал развивать нам собственные способности.

Он не давил, а с присущим ему педагогическим тактом подсказывал верное направление. С самого начала он почувствовал моё стремление к динамичному, атакующему стилю. И не случайно, думаю, в мои первые домашние задания включил анализ партий Алехина. Ботвинник снимал с шахмат покров тайны, постоянно сравнивая их с житейскими ситуациями.

Он называл шахматы типичной неточной задачей, подобной тем, которые людям приходится решать в повседневной жизни, и говорил: «Для решения неточных задач очень важно ограничить масштабы проблемы, чтобы в ней не увязнуть, - и только тогда появляется шанс более точно ее решить. Таким образом, было бы неверно думать, что шахматы не отражают объективную реальность. Они отражают то, как человек думает».               

Это типично ботвинниковский подход к шахматам, да и к жизни тоже: сужение проблемы до управляемых размеров. Был период, когда я начал восхищаться безграничностью вариантов, которые могут получиться в шахматной игре. Кто-то подсчитал, что если на решение каждого возможного варианта давать всего минуту, то даже в этом случае понадобится 40 тысяч дней и ночей, чтобы исчерпать все 208 089 907 200 способов расположения фигур на доске. Уже после трёх начальных ходов можно получить более 9 миллионов различных позиций! Меня до сих пор поражает неисчерпаемость шахмат, и я всё больше убеждаюсь в их непредсказуемости. Сыграны уже миллионы партий, написаны тысячи книг, - но философский камень в шахматах так и не найден. На сегодня нет даже математически выведенных, точных критериев для оценки хотя бы одного-единственного хода, не говоря уже о позиции. Каисса в этом отношении похожа на Клеопатру: «Возраст не может состарить её, а привычки - лишить природного многообразия».

Ботвинник предостерегал меня от увлечения сложностью ради сложности и однажды сказал: «Ты никогда не станешь Алёхиным, если варианты будут управлять тобой, а не наоборот». Меня это огорчило. Но, конечно, Ботвинник был прав. Позднее он написал об этом эпизоде: «С самого начала было ясно, что Каспаров выделялся среди других учеников способностью очень искусно рассчитывать варианты на много ходов вперёд. Но Гарри был легковозбудимым мальчиком, и я вынужден был настаивать, чтобы он продумывал ход, прежде чем сделать его на доске. И частенько говорил ему, что есть опасность, что он станет новым Ларсеном или Таймановым».

Даже в зрелом возрасте эти выдающиеся шахматисты порой сначала делали ход, а только потом думали... Должно быть, я прислушался к советам Ботвинника, ибо уже через четыре месяца после первой сессии мне удалось выполнить норму кандидата в мастера в одном из бакинских турниров. Кстати, в нём играл и Александр Шакаров - большой знаток дебютной теории и мой будущий помощник».

Каспаров Г.К., Безлимитный поединок, М., СП «Интербук», 1990 г., с. 15-17.

 

«У Ботвинника я научился по-настоящему изучать шахматы, находить новые идеи, постоянно работать над их совершенствованием. Это - научный подход, основанный на глубоком анализе наследия прошлого, на поиске новых дебютных вариантов и методов игры в миттельшпиле, на выработке принципиально новых стратегических планов. Все шахматисты изучают старые партии подобно тому, как заучивают слова иностранного языка. Но, набрав какой-то словарный запас, надо научиться им пользоваться, чтобы суметь реализовать заложенное в тебе творческое начало. Особенно, если мечтаешь стать чемпионом мира».

Каспаров Г.К., Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.17-18.