«Известно, что предтечей Возрождения в Италии был Джотто. Он же явился и создателем нового принципа композиционного построения, ставшего краеугольным камнем для всего дальнейшего развития композиции в искусстве итальянского Ренессанса. Как и всякое великое открытие, этот принцип имеет сравнительно простую формулу, которая, однако, содержит в себе возможность бесконечного развития и усложнения. И именно в этой сложной своей форме, достигнутой уже в XVI веке, и не в росписи, а в картинах, открытие Джотто получило непротиворечивое воплощение.
Речь идёт об изображении мира на «разных уровнях художественной реальности» (выражение Зандштрёма).
В капелле дель Арена нижний цокольный уровень с изображением аллегорических фигур пороков и добродетелей написан Джотто призайлью «под скульптуру». Второй и третий ярусы с изображениями сцен из жизни Христа и Мадонны исполнены в цвете и воспринимаются как мир живой жизни в отличие от опредмеченного мира первого уровня. Потолок - синее небо с золотыми звёздами - у Джотто есть лишь знак трансцендентного неба.
Такая композиция, истолковывающая мир как вместилище разных уровней бытия, открывало заманчивые перспективы отказа от религиозно-символических планов и сосредоточения художника исключительно на мире живой жизни. В дальнейшем этот путь, открытый Джотто, оказался решающим для многих мастеров, особенно в XIX веке. Поэтому Джотто может считаться предтечей не только Возрождения, которое сохранило большое дыхание и стиль Данте и Джотто, но и отцом реализма XIX века.
Различные уровни художественной реальности использовались художниками Возрождения для передачи в композиции соотношения истории и современности, миров, воображаемых и достоверных, бытия, реально существующего и потенциального, возможного. Появилась возможность пластически интерпретировать жизнь неорганическую, органическую, душевную, духовную - проблема, актуальная для искусства и в наши дни. Сам Джотто как бы отказался сделать выводы из своего открытия и в поздних росписях капеллы Барди в церкви Санта Кроче (Флоренция) вернулся к обычному типу изобразительности. Этот возврат к средневековой манере объясняют различно. Учёные не без основания упрекают Джотто в том, что его открытие не было им применено с учетом условностей восприятия монументальной живописи. Декоративное единство средневековой росписи, её могучая архитектоника, связь с динамикой стены были утрачены. Правда, целостность средневековой росписи связана с тем, что весь мир трансформировался художественным сознанием и являлся в спиритуалистически преобразованном виде. Драматические коллизии реального жизнетворчества были сняты . Мир изображался сквозь призму вечности. Эта целостность - великое достижение художественного гения, но исторически эта форма преходяща и ограничена. Сам принцип художественного преображения реальности остался и у Джотто, в этом он твёрдо стоит на почве искусства. Но художественная трансформация стала дифференцированной.
После Джотто встала задача достижения новой более сложной целостности композиции. Принцип Джотто верен, но никакой гений не открывает сразу всю истину, главное, что найден новый путь…»
Дунаев Г.С., О принципах композиционного построения в эпоху Ренессанса, в Сб.: Проблемы композиции / Сост. В.В. Ванслов и др. М., «Изобразительное искусство», 2000 г., с. 185-186.